В некоторых руководствах и статьях, где излагаются вопросы общей дрессировки собак, авторами допускается неточное, упрощенное изложение отдельных общепринятых в научной литературе (зоопсихология, психофизиология поведения животных и др.) понятий. Это затрудняет правильное их восприятие иногда даже специалистами, не говоря, уже о любителях собак, только начинающих постигать азы дрессировки животных.

Плюрализм мнений по методике дрессировки необходим, но каждое из них должно иметь научное обоснование и тогда будет полезным для дела. Чаще всего смешивают такие два разных понятия как "прием" и "навык", подменяя, как правило, понятие "навык" словом "прием", что затрудняет понимание смыслового содержания фраз.

Леонбергер, фото фотография собаки

Для примера обратимся к статье В.Ф.Марова (Клуб служебного собаководства. М.: ДОСААФ, 1988. С. 6 14), в целом очень интересной, содержательной и полезной, написанной опытным специалистом-дрессировщиком странице 7 читаем: "На первых занятиях команды подаются голосом, затем голосом и жестом, постепенно переходя лишь на жест". Однако известно, что сигналом (условным) для собаки может использоваться команда, жест рукой. Жест рукой может подкрепляться командой (рефлекс 2-го порядка), когда навык на команду уже выработан.

В отдельных случаях условным сигналом может быть команда и жест, подаваемые одновременно. Далее читаем такую фразу: "...можно приступать к отработке приемов выполнения команд "Сидеть", "Гуляй" и "Ко мне". Здесь тоже есть о чем поспорить с автором. Выработать у собаки одновременно три разных навыка на одном занятии неприемлемо, так как противоречит закономерностям формирования условных рефлексов. Конечно, можно объединить все эти навыки в комплексный единый стереотип, однако это лучше сделать в том случае, когда они будут выработаны в полном объеме каждый в отдельности. Но для этого потребуется врем и конкретная работа на ряде занятий.

Подобные примеры подмены понятий встречаются у автора на протяжении всей статьи.

Вызывает сомнение и такая рекомендация: "Каждое занятие необходимо начинать с повторения всех ранее отработанных приемов, а заканчивать каждое занятие развитием злобы у собак". И здесь речь идет о навыках, но автор называет их приемами. Тот кто знаком с закономерностями формирования навыка у животного, заметит, что подобная рекомендация полностью исключает учет индивидуальности поведения и характера проявления рефлексов у каждой собаки в отдельности. Развитие злобы у всех собак на каждом занятии, да еще после упражнений по всем вырабатываемым навыкам отрицательно скажется на их упрочении и на характере и степени формирования агрессивной реакции. Видимо, автор не только полагает, что собака обязательно поймет и выполнит любое желание дрессировщика или его требование, но и искренне считает: все, что нужно для хозяина, несомненно необходимо, доступно, понятно и приятно его собаке; она способна усвоить чуть ли не все навыки на одном занятии, чего, кстати, не сможет даже человек. Кроме того, надо учесть и то обстоятельство, что в отличие от человека животным присуще только непреднамеренное запоминание. Очень верно подмечает Е. Н. Мычко (Клуб служебного собаководства. Выпуск 1988 г. С. 91-92), что собака не является простеньким механизмом, управлять которым можно, нажимая на кнопочки поощрения и наказания. Поведение собаки, его механизмы весьма сложны, многообразны и обусловлены многими особенностями.

Мальчик и черный щенок мопса, фото фотография собаки

Поэтому глубоко ошибочно мнение, что ответы (навыки) животного связаны только с односторонним воздействием внешних раздражителей (действия дрессировщика, обстановки и др.) на органы чувств собаки. Преодолению такого взгляда служит учение И. П. Павлова об условных рефлексах. Высшая нервная (психическая) деятельность сочетает в себе физиологические и психические моменты отражательной деятельности мозга в их тесной взаимосвязи и обусловленности. Условный рефлекс есть элементарное психическое явление, оно же в основе своей и физиологическое. Условные рефлексы есть приобретенные реакции (навыки) организма на сигнальные раздражители. При дрессировке - на воздействие дрессировщика и обстановки, в которой находится животное. Однако на ответные действия собаки влияют не только свойства применяемых раздражителей, но и значимость этих раздражителей для животного, для его потребностей а этот момент; и опыт животного, позволяющий ему "учитывать" результат прошлых действий, а также от состояния организма в целом и высших отделов мозга (доминанты) - преднастроенности организма к восприятию внешних воздействий и исходящих от дрессировщика,

Приспособление животного - это решение задачи мозгом, осуществляемое методом проб и ошибок (суть мышления животного) и состоящее в отборе приспособительных реакций, которые способствуют достижению цели. Остальные отсеиваются.

Собака, накапливая в памяти образы окружающей среды, схватывая важные для жизни соотношения между объектами во времени и пространстве, формирует в своем мозгу конкретно-наглядные чувственные ориентиры для последующего поведения.

Внешние раздражители и внутреннее состояние организма постоянно взаимодействуют и это очень важно учитывать при работе с животным.