Следует отметить, что внутривидовое общение - решающее условие выживания любого вида животных. Общение для субъекта не что иное, как специфический акт поведения.

Все, что становится объектом, теряет свою неповторимость, приравниваясь к другим подобным объектам. Что же касается субъекта, то в силу своей уникальности, неповторимости он требует индивидуального к себе подхода. Таким образом, хотя собака и обладает субъективностью только в зачаточной форме, она может стать партнером человека в процессе общения. Эта предпосылка обусловливает необходимость осуществлять индивидуальный подход к ней. Собака ведет себя так, как повелевает природа (инстинкты), выработанные привычки (навыки), стереотипы и элементарна рассудочная деятельность, которая проявляется при неожиданных изменениях во внешней среде, когда инстинкты не помогают.

Русская псовая борзая, фото фотография собаки

Ум животных проявляется прежде всего в необычной для них ситуации. Мозг воспринимает и оценивает новую информацию, чем обеспечивает целесообразные ответные действия. При этом животное использует опыт, приобретенный в других жизненных ситуациях. Мозг и сопряженная с ним рассудочная деятельность обеспечивают наилучшее приспособление организма животного к изменениям окружающей среды. И только зная, в чем данное животное нуждается (потребности), на что оно способно, зная индивидуальные особенности его образа жизни и поведения, человек действительно сможет достигнуть полного и желательного взаимопонимания и взаимодействия с ним, творчески влиять и изменять его поведение в нужном направлении, извлекая необходимую пользу для себя при бережном отношении к животному.

Для более полного уяснения сущности дрессировки собак возникает необходимость дать для любителей животных краткую характеристику таких понятий, как навык, прием, метод, подкрепление. Дрессировщик, ставя перед собой цель выработать тот или иной навык у собаки, должен подобрать все возможные индивидуальные методические приемы воздействия на нее, чтобы достигнуть конечного результата. Совокупность приемов, которыми дрессировщик вырабатывает у собаки навыки, и составляет метод дрессировки.

Навык - сложный рефлекторный акт, набор действий (их комбинация), возникающих в результате нескольких рефлексов. Например, согласованное движение всех конечностей при ходьбе, подноска предметов, принятие собакой различных поз тела и т. п. Навык - это динамический стереотип.

В понятие «прием» всегда включаются действия дрессировщика, направленные на собаку с целью формирования у нее нужного навыка. Один и тот же навык можно выработать у животного разными методами (вкусопоощрительным, механическим, контрастным, подражательным и др.). Специалисты знают, что один и тот же навык, выработанный на команду, в последующем вырабатывается на жест и для этого применяются другие приемы. Таким образом, прием - это воздействия дрессировщика на собаку, в ответ на которые у нее формируется навык.

Подкрепление - это действие второго по порядку раздражителя, оно следует сразу за первым (условным) раздражителем (командой, жестом и др.) и придает условному раздражителю соответствующее сигнальное значение, практическую полезность в зависимости от того, какое событие последует (нажим рукой, рывок поводком, удар прутом и т. п.) за действием условного сигнала. Например, навык садиться на команду «Сидеть» есть оборонительный условный рефлекс. Дрессировщик подав команду «Сидеть», сразу же нажимает рукой на поясницу собаки, она ощущает боль (отрицательные эмоции) и, обороняясь, уклоняется от нажима, принимая нужную позу и тем самым избегает или уменьшает болезненные ощущения (реакция избегания). Это закрепляется в памяти животного.

Повторение таких упражнений делает команду «Сидеть» сигналом болевых ощущений, для избежания которых собака своевременно садится (реакция избегания). Выполнение команды затем дополнительно может подкрепляться лакомством, что сопровождается положительными эмоциями. В данном примере подкрепление удовлетворяет потребность собаки в пище и позволяет ей избежать боли. Таким образом, подкрепление дает возможность (вероятность) удовлетворения какой-либо потребности. При этом активизируются центры положительных эмоций («центры награды») или устраняются (ослабляются) центры активности отрицательных эмоций («центры наказания») при успешном избегания от болевых воздействий (реакция избегания). То же, например, происходит при выработке у собаки навыка прекращать нежелательные для дрессировщика действия на команду «Фу».