В течение некоторого времени после проделанных упражнений для выработки навыков кратковременна память, ослабляясь, сосуществует с нарастающей долговременной памятью, и в течение определенного времени (минуты, часы) после упражнений идет процесс ее укрепления, если нет помех.

Основным свойством кратковременной памяти считается ее уязвимость к чрезвычайным воздействиям, приводящим к ее нарушениям и потере на предшествующие события. Долговременная память формируется на основе реорганизации межнейронных связей, протекающих в клетках мозга при дрессировке. Если долговременная память упрочилась, она становится устойчивой к чрезвычайным воздействиям. Навык, доведенный до автоматизма, становится прочной привычкой, потребностью и поэтому проявляется у животного по первому сигналу дрессировщика даже в сложной обстановке.

В центральной нервной системе нервные элементы способны к перестройке функциональных свойств под влиянием длительных внешних воздействий (упражнений), что обусловливает приспособительную реакцию навык (условно-рефлекторную память).

Благодаря пластическим перестройкам межнейронных связей возникают новые объединения, взаимосвязанная (системная) деятельность которых лежит в основе врожденных и приобретенных форм целенаправленного поведения.

Американский стаффордширский терьер, стаф, фото фотография собаки

И. П. Павлов установил, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий (например, определенный режим упражнений при дрессировке) в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов. Он писал, что образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, а по индивидуальности и состоянию животного, с другой. Не меньший, а иногда еще более напряженный труд для нервной системы представляет перестройка сложившегося стереотипа и замена его новым. Процессы, связанные с выработкой, поддержанием стереотипа и нарушений его, субъективно переживаются разнообразными вариациями эмоций как положительных, так и отрицательных, что внешне проявляется в двигательных реакциях животного - отмечаются разнообразные явления в виде трудности, легкости, бодрости, усталости, удовлетворенности (ласкается к хозяину и т. п.), спокойной позы, неудовлетворенности, вялости, агрессивности (угрожающая поза) и т. п. Эмоциональные процессы определяют индивидуальный опыт.

В динамическом стереотипе, то есть в навыке, очень ярко проявляется способность мозга к «программированию» своей деятельности, к опережающему отражению действительности (предвидению). Прошлый опыт позволяет предвосхищать будущее, сигнализируя о возможном приятном или неприятном исходе событий и сокращая поиск лучшего выхода из ситуации (собака избегает опасного для нее раздражителя). Чем прочнее выработаны стереотипы движения (навыки) у собаки, тем надежнее она работает при служебном использовании.

Следует принять за правило: начинать и осуществлять выработку простого навыка надо сразу в полном его объеме, избегая строгого деления на элементы, стадии, периоды и т. п. и четко представляя конечную цель. Этим самым мы уменьшаем количество разнообразных перестроек стереотипа, а значит сокращаем время на его выработку, избегаем лишнего, неэффективного труда самого дрессировщика и облегчаем работу нервной системы животного. Бесспорно, все навыки находятся так или иначе в определенной взаимосвязи и со временем могут образовываться новые комплексы и видоизменяться старые. В этом состоит суть динамичности стереотипов. Однако надо так осуществлять дрессировку, чтобы переделок стереотипов, тем более ненужных, было как можно меньше.