Начинать по частям можно выработку лишь сложных навыков, которые не удается формировать сразу в полном объеме. Сначала вырабатывают более простые элементы и опираясь на них, не затягивая процесс во времени, подключают выработку последующих частей данного навыка, видя в целом общий конечный результат. Например, вначале приучаем собаку брать предмет зубами и держать его, затем поднимать, подносить и отдавать его хозяину по его сигналам.

В дальнейшем, на основе достигнутого вырабатываем навыки выбирать предмет из многих по заданному запаху и далее подключаем выборку человека из группы людей. На этом схематично изложенном примере видно, как идет процесс перестройки и усложнения динамического стереотипа, Сложные навыки как бы вырастают из более простых, которые сочетаются между собой и последовательно присоединяются друг к другу. Если задерживаться на выработке отдельных элементов больше, чем это необходимо, то процесс выработки в целом всего сложного стереотипа затягивается по времени и труднее идет его перестройка. Чем прочнее стереотип, тем он труднее и дольше перестраивается при подключении нового элемента, входящего в сложный навык. Иногда у собаки вырабатывается нежелательный навык, выражающийся в стремлении постоянно держать предмет в пасти. Это мешает выработке новых элементов сложного навыка.

Формирование динамического стереотипа (навыка) весьма затрудняется и удлиняется по времени, если допускается хаотическая, бессистемная дрессировка, когда на одном занятии пытаются вырабатывать сразу несколько навыков. Перескоки с одного навыка на другой затрудняют их выработку, идет процесс торможения одного навыка другим, возникают многократные ненужные перестройки динамических стереотипов. Если возникает необходимость в один и тот же день вырабатывать у собаки еще и другой навык кроме основного, то для этого необходимо другие время и обстановка (место дрессировки). Они являются условно-рефлекторными переключателями в деятельности нервной системы. Можно также сделать перерыв в работе не менее чем на 30 минут. Отсюда возникает настоятельная потребность разработки последовательно-сочетательной системы дрессировки в каждом конкретном случае подготовки собак с конкретными целями.

Чихуахуа в очках и модной одежде, стаф, фото фотография собаки

Выработка каждого нового навыка должна в той или иной степени сочетаться с теми навыками, которые уже выработаны и отдельные элементы которых могут использоваться или даже входить в состав новых навыков. Такое последовательное сочетание ускоряет ход всего процесса дрессировки в целом. Это выражает и естественную взаимосвязь и зависимость всех навыков между собой, динамические стереотипы усложняются в ходе дрессировки, совершенствуются, и навыки становятся прочными привычками.

Взаимовлияние одних навыков на другие и их взаимозависимость и сочетаемость между собой следует четко представлять в ходе подготовки собаки к конкретной службе. Ведь необходимо выработать у животного все общедисциплинарные навыки по разработанной последовательно-сочетательной системе уроков и затем на основе общих навыков последовательно сочетать формирование специальных навыков, делающих собаку пригодной к конкретной работе. Некоторые специальные навыки можно подключать в ходе выработки общедисциплинарных (например, выборку вещи по заданному запаху и др.).

Приступая к дрессировке собаки, следует ясно видеть всю проблему в целом, определить главную цель дрессировки, четко представлять пути ее достижения, примерное время на весь объем работы и последовательность ее выполнения. Чтобы действовать, надо знать и конкретно программировать весь процесс дрессировки в целом с учетом индивидуальных особенностей и степени подготовленности как самих дрессировщиков, так и принадлежащих им собак. Для этого можно разработать несколько вариантов последовательно-сочетательной системы дрессировки, рассчитанных на различный уровень подготовленности обучаемых и на подготовку собак разного профиля их служебного применения (караульных, сторожевых, розыскных и др.). В ходе процесса дрессировки при необходимости нужно своевременно вносить коррективы в ранее разработанную систему и конкретизировать ее применительно к реальным условиям и каждого обучаемого в отдельности. Системность и творчество в работе повышают ее эффективность.

М.М.Укроженко, Клуб служебного собаководства - 1991