На собаку человек нередко переносит собственные свои духовные качества, например сознание, приписывает ей способности, которыми она в действительности не обладает и на этой основе предъявляет часто непосильные требования к ней.

Собака, естественно, не может справиться с ними и за это получает наказания от хозяина. Возникают многие нежелательные рефлексы и, в частности, собака начинает бояться такого дрессировщика, убегает от него и т. п. Все это нарушает взаимодействие с собакой и затрудняет ее дрессировку, так как страх подавляет активность в работе, любопытство. Любовь к животному рождает наблюдательность и взаимопонимание, обеспечивает успех дрессировки.

Мраморный колли, шотландская овчарка, фото фотография собаки

Взаимоотношения человека с собакой носят, конечно, двойственный характер. С одной стороны, собака является обычным объектом нашего познания, мы можем ее дрессировать, применять для работы. С другой мы относимся к собаке как к субъекту, приписывая ей в известной мере некоторые человеческие черты характера и способности, то есть одухотворяем ее, что позволяет лучше понимать животное, общаться с ним, устанавливать контакт. С помощью мимики, жестов, звуковых (слова-команды и др.), интонации, запаховых и прочих сигналов, постоянно стереотипно повторяющихся при общении с собакой изо дня в день, согласовываем различные движения и сложные действия и таким образом управляем ее поведением, общаемся и формируем прочное взаимодействие (контакт). Это общение обеспечивается психологически тем, что собака обладает рядом природных качеств, сходных с человеческими, такими, например, как эмоциональность, способность выражать свои переживания определенными действиями, звуками, игрой и лаской к хозяину, злобой к врагу, мимикой и т. п., реагируя на взаимозависимые инициативы хозяина, подчиняясь его требованиям. Человек чувствует, наблюдает, как собака отвечает на его любовь: привязанностью, преданностью, собственной любовью к нему. Все это и дает нам основание говорить о «дружбе» человека с собакой, о ее способности понимать своего хозяина, его настроение, сочувствовать ему, сострадать, а подчас и об особой надежности, верности, преданности. Этому есть немало примеров.

Контакты человека с животными и, в частности, с собакой, важны и благотворны. Общение с «братьями меньшими» считается даже своеобразной терапией, способной снимать стрессы, излечивать от некоторых психических и сердечно-сосудистых заболеваний, сглаживать одиночество и нередко продлевать жизнь.

Отношение к собакам должно быть бережным и заботливым. Собака делит всех людей на хозяев и посторонних (врагов). Следы памяти имеют рефлекторную природу. Память хранит сложные следы-образы. Собака способна распознавать образы окружающего предметного мира. Условный рефлекс (навык) может прочно угаснуть, а след памяти - энграмма, лежащая в его основе, - при этом сохраняется надолго, что облегчает выработку того же условного рефлекса при повторном новом воздействии на организм тех же условий. Собака может узнать прежнего своего хозяина через несколько лет разлуки с ним. Конкретное мышление собаки вырастает из условных рефлексов, но, однако, имеет превосходство над ними.

Тем не менее, следует при сопоставлении поведения собаки и человека учитывать качественные особенности человеческой психики, обусловленные трудом, членораздельной речью, общественной жизнью, сознанием. Но бесспорно и то, что в психике высших животных имеются биологические предпосылки, истоки мышления. Высшим животным свойственны не только ощущения и восприятия, но и представления, которые являются следствием запечатленного конкретного образа. Хорошо известны такие феномены высшей нервной (психической) деятельности собак, как эмоции, зачатки мыслительной (экстраполирующей, обобщающей, элементарно-рассудочной) способности. Собака способна определять направление дальнейшего перемещения значимого для нее в данный момент раздражителя, движущегося по прямой линии, а затем исчезающего из ее поля зрения, то есть проявлять экстраполяцию, предвидение предстоящих изменений в передвижении раздражителя.

Современный человек знает, что антропоморфизации (очеловечение) собаки есть иллюзия, что ее сходство с психикой человека имеет свои границы. И все же явления антропоморфизма мы наблюдаем широко в нашей жизни.

Языком жестов и мимики часто с большим успехом люди пользуются в общении с животными. Искусство, создаваемое для детей, сказки, басни, кинофильмы и т. п., в которых животные и даже вещи участвуют как полноправные партнеры людей - выражают черты детского сознания. Взрослые люди хорошо знают, что вещи являются объектами, а не субъектами, что они мертвые, а не живые, пассивные, а не активные, что с ними нельзя общаться, как с людьми и даже как с животными. Тем не менее, такого рода общение с иллюзорными субъектами повседневно осуществляется каждым из нас, выражая нашу потребность в максимальном расширении сферы общения. Строго говоря, общение есть межсубъективное взаимодействие.