Ошибочность и недостатки такого приема определения максимального усилия лошади были показаны в специальных работах по методам испытаний лошадей. Согласно этим работам, результат вышеописанного способа выявления величины максимального тягового усилия в весьма значительной степени зависит от конкретных условий испытаний (начальное тяговое усилие, приращение тягового усилия на каждом пикете, расстояние между пикетами) и от того, как сложится весь режим работы лошади в результате сочетания ряда переменных величин (скорости, мощности и некоторых других факторов). В каждом отдельном случае режим работы лошади на такого рода испытаниях складывается различно: в частности, например, скорость движения каждой лошади по дистанции может меняться по-разному и в значительных пределах.

Совершенно по-разному сложится режим испытания двух лошадей в одном и том же месте его проведения, если, скажем, первая лошадь со старта пойдет очень быстро, но к финишу значительно замедлит шаг, а вторая, наоборот, в начале пойдет медленно, а затем начнет горячиться и ускорит свое движение. Если даже обе лошади остановились на одном и том же месте и, следовательно, имели одинаковый результат по величине тягового усилия, то все же сравнимость его была бы очень относительной. Та лошадь, которая шла быстрее под конец пути, проявляла гораздо большую мощность, и, естественно, при этом утомление ее нарастало быстрее, что и было причиной ее остановки. А если бы она всю дистанцию шла медленным, размеренным шагом и особенно под конец, когда тяговое усилие стало достигать большой величины, то можно с полным основанием полагать, что она смогла бы .пройти значительно дольше, чем в первом случае. Ей нигде на всем пути не пришлось бы работать с такой высокой мощностью, как в первом случае. При более высоком начальном тяговом усилии и более быстром его повышении как путем увеличения веса груза, добавляемого на каждом пикете на повозку, так и путем сокращения расстояния между пикетами лошади показывают более высокие величины тягового усилия, чем в случае более растянутого процесса их загрузки.

Поскольку в многочисленных испытаниях лошадей с целью выяснения наибольшей величины тяговой силы, проводившихся в течение многих лет, не было достигнуто результатов, совпадающих с живым весом лошадей, то возникает вопрос: может ли вообще лошадь проявить тяговое усилие, равное или даже большее, чем ее собственный вес.

Гонка легкоупряжных лошадей, фото фотография

Скорость движения лошади как ее рабочее качество

Для характеристики рабочих качеств лошади и производительности труда на конных работах большое значение имеет скорость движения, которую лошадь может развивать при работе с тем или иным тяговым усилием.

Следует различать скорость движения лошади в момент наблюдения, среднюю скорость за какой-либо промежуток времени и так называемую коммерческую скорость движения лошади при каких-либо перевозках. Эти понятия скорости служат для характеристики разных явлений, с которыми приходится иметь дело при анализе и оценке рабочих качеств лошадей и условий их исследования на различных работах.

Обучение лошади повиновению посылам

Коммерческая скорость. Когда на лошадях выполняются какие-либо перевозки из одного пункта в другой, причем на пути могут быть остановки для отдыха лошадей или по другим причинам, то хозяйственно бывает целесообразно знать, с какой условной скоростью происходит перевозка груза с учетом времени фактического движения лошадей и всех остановок в пути. Это и будет коммерческая скорость. Такой скоростью оперируют при расчетах в транспортной статистике.

Средняя скорость. При выполнении на лошадях каких-либо сельскохозяйственных или транспортных работ скорость фактического движения ,не остается постоянной в течение работы. Она меняется от условий работы: с грузом или порожняком, на гору или по ровному пути; зависит она и от ездового, который время от времени погоняет лошадь. Однако для определения дневной выработки при любой хозяйственной работе на лошадях учитывают среднюю скорость движения лошадей за час или день работы и не принимают В расчет колебания скорости в различные периоды работы. Именно со средней скоростью приходится чаще всего иметь дело при расчете норм выработки на лошадях и затрат времени на ту или иную работу. Средней скоростью обычно характеризуются и рабочие свойства различных лошадей и конских пород. Рекорд резвости, например, 2 мин. 10 сек на 1600 м служит показателем средней скорости на эту дистанцию, так как по отдельным отрезкам пути скорость могла сильно колебаться.

Фактическая скорость в момент наблюдения. Для характеристики проявляемой лошадью работоспособности и выявления ее конкретных величин наибольшее значение имеет определение фактической (возможно более приближающейся к истинной) скорости, которую лошадь развивает именно в течение наблюдаемого отрезка времени. Знание величины скорости лошади в данный момент особенно существенно для правильного анализа результатов испытания лошадей, для расчета энергетических затрат лошади в работе, для выяснения равномерности движения лошади, ее ускорений и фактической работы в единицу времени.

Скорость движения тесно связана с характером аллюра, т. е. со способом очередности, сочетания и быстротой перемещения конечностей. Для работающих в упряжи лошадей доминирующее значение имеет скорость движения шагом и несколько меньшее - на рыси. При работе на лошадях в сельском хозяйстве и грузовом транспорте галоп не применяется.

По степени возможно большой скорости аллюры располагаются в таком порядке: 1) шаг, 2) рысь, 3) иноходь (на бегу) и 4) галоп.

Диапазон скорости движения, доступный лошади, невелик и для каждого аллюра имеет свои, хотя и не резкие границы. Шагом лошади развивают скорость примерно 0,8-1,6 м в секунду, или 2,9-5,8 им в час, в зависимости от индивидуальных и породных особенностей, а также условий работы. При понуждении лошади к дальнейшему ускорению движения она переходит с шага на другой аллюр, обычно тихую рысь. Диапазон скорости лошадей на рыси значительно шире, чем на шагу. Можно принять, что рысью лошадь может двигаться со скоростью от 1,6 до 14-15 м в секунду. В производственных условиях при разъездах на лошадях на расстояние 25-30 и более километров хорошей скоростью принято считать в среднем 12-15 км в час.

На галопе на гладких скачках чистокровные лошади развивают максимально возможную для лошадей скорость, равную 16-18 м в секунду.

В действительности же скорость в каждый данный момент или на более коротком отрезке может быть и выше и ниже средней. Если, например, лошадь работает со средней скоростью 4,3 км в час или 1,2 м в секунду, отчего и будет зависеть дневная выработка, то ее скорость в каждый данный момент может значительно уклоняться от этой величины. Попадет более плотная почва или тяжелый участок дороги - сопротивление возрастет; в результате требуется повышенное тяговое усилие и лошадь сбавит скорость до 1 или 0,8 м в секунду, что соответствует 3,6-2,8 км в час. Подгонит ездовой лошадь, и она сразу же ускорит движение до 1,4-1,6 м в секунду, или до 5-5,8 км в час. Однако при указанных колебаниях фактической скорости движения лошади в работе средняя скорость за день может равняться 4,3 км в час, что и определяет дневную выработку.

Между тем это вовсе не значит, что такие колебания скорости несущественны и что знание скорости в момент наблюдения не представляет производственного интереса. Наоборот, чем точнее будет установлена действительная скорость движения в каждый момент на ограниченных отрезках пути при одновременном измерении тягового усилия лошади, тем точнее может быть определен режим и интенсивность ее работы, тем точнее и яснее может быть раскрыта связь между физиологическим состоянием и функциями организма лошади и выполняемой ею работой. Без учета действительной скорости движения и ее изменений нельзя получить вполне правильное представление о такой весьма важной для характеристики рабочих качеств лошади величине, как мощность.

Мощность лошади

Для оценки рабочих свойств лошади при хозяйственном ее использовании важно установить не только абсолютное количество работы, но и время, в течение которого она выполнена. Для характеристики всякого двигателя по количеству работы, выполняемой им в зависимости от времени, существует специальное понятие - мощность. Мощностью называется способность двигателя совершать определенное количество работы в единицу времени.

Время, затраченное на выполнение какой-либо работы, имеет весьма существенное значение как в экономическом, так и в техническом отношении. Поэтому мощность является основным показателем эксплуатационных качеств всякого двигателя и одним из важнейших элементов технических заданий при конструировании и совершенствовании двигателей. К сожалению, это рабочее свойство лошадей изучено еще слабо, а при оценке в различных испытаниях и производственных условиях совершенно недостаточно попользуется.

Лошадь тянет телегу с людьми и грузом, фото фотография

Среди многочисленных упряжных конских пород имеются узкоспециализированные по характеру - структуре их мощности, а именно так называемые рабочие, или тяжеловозные, и легкоупряжные. Мощность первых в тяговой работе достигается проявлением большой силы тяги при малой скорости, вторые, наоборот, проявляют более высокую скорость в работе, но меньшее усилие.

Для суждения о работоспособности различных лошадей, например рысаков, тяжеловозов, мощность может служить удобным критерием (наряду с другими показателями). Мощность будет также весьма важным фактором и тогда, когда нужно сравнить и оценить самые условия - режим использования лошадей на различных видах конных работ, например на пахоте, сенокошении, при транспортировке грузов.

Следует отметить, что по способности проявлять и поддерживать мощность лошади, как работающему животному, присуща существенная особенность. Механические двигатели при условии, что скорость и нагрузка не будут меняться, могут работать непрерывно и неопределенно долго и давать при этом некоторую постоянную мощность. Лошадь же, будучи принуждена работать, не может работать непрерывно, а также не может проявлять неопределенно долго постоянную мощность. У работающих животных мощность изменяется в зависимости от продолжительности работы; при переходе некоторого предела (индивидуально для каждого животного) продолжительности непрерывной работы она падает до нуля.

Самые популярные клички лошадей и пони

Так как тяговое усилие лошади в работе определяется величиной сопротивления повозки, сельскохозяйственного орудия (машины) и, следовательно, изменение последнего не зависит от лошади, то, очевидно, что наблюдаемое при длительной работе лошади падение ее мощности проявляется прежде всего в уменьшении скорости движения, Понижение силы тяги проявляется при сильном утомлении в том, что лошадь начинает чаще и чаще останавливаться, а затем и вовсе отказывается тянуть.

В практике использования лошадей может и не быть снижения мощности в течение рабочего дня, если лошадь достаточно хорошей упитанности получает полноценное кормление, втянута в работу и работу на ней выполняют с соблюдением зоотехнических правил. При недостатках же в кормлении и неправильном использовании, например с перегрузкой, без регулярных передышек в процессе работы, наблюдается снижение мощности лошадей в течение одного дня или через несколько дней работы.