Если мускулатура, общее здоровье, вес, рост лошади являются факторами, определяющими меру способности лошади к развитию как нормального, так и максимального тягового усилия определенной величины, то есть ряд моментов, которые обусловливают возможность проявления этой способности в действительности. Ряд факторов и условий работы лошади могут препятствовать проявлению ею в полной мере своих тяговых возможностей, которыми она в данный момент обладает.

Факторы, обусловливающие возможность проявления лошадью тяговой силы в полной мере. Условия работы лошади, влияющие на проявление ею тяговой силы, в большинстве случаев зависят от человека. Поэтому знание характера действия того или иного фактора на проявление тягового усилия и умение создавать оптимальные условия для работы лошади Необходимы для разумного повышения ее производительности.

К условиям, влияющим на проявление лошадью тяговой силы, прежде всего относятся: 1) прочность опоры ног лошади о полотно дороги (о землю); 2) профиль пути (подъем на гору, спуск с горы); 3) направление движения лошади (движение по Кругу, по прямой); 4) конструкция и состояние упряжи и способ запряжки; 5) число лошадей в одной запряжке; 6) пружинные амортизаторы тяги; 7) телосложение лошади.

Тройка серых лошадей везет сани по снегу, фото фотография

Прочность опоры ног

Для усиления сцепления ног лошади с полотном дороги и создания прочной опоры ног лошади в работе, а также для предохранения копытного рога применяется ковка лошадей. Она особенно необходима зимой, когда возможна гололедица, причем в этом случае подковы делают с острыми шипами.

В 30-х годах, когда в Москве зимой начали счищать снег с асфальтовых мостовых и в гужевом транспорте появились автокачки большой грузоподъемности, выяснилось, что обычная ковка ломовых лошадей перестала достигать дели. Зимой на асфальте, особенно в дни гололедицы, лошади скользили, падали и не могли везти даже порожней повозки, не говоря уж об автокачке, рассчитанной в то время на 2,5-3 т полезного груза. Тогда были предложены разные варианты новых подков. Особенно широко для ковки ломовых лошадей во многих городах страны стала применяться московская подкова, которая прочно вошла в обиход городских конных парков.

В московской подкове вместо задних шипов укреплен резиновый четырехгранный брусок, вырезаемый часто из старой автомобильной покрышки. Благодаря этому скольжение ног лошади на мерзлом и даже сильно обледенелом асфальте значительно снижается, и лошади могут возить груженые возы. Однако на таких подковах лошадь ходит, как на каблуках, поэтому резиновый брусок не должен быть слишком высоким; лошадей же к таким подковам следует приучать постепенно, как и в случае замены их на обыкновенные.

Выездка молодой лошади
Статья по теме Выездка молодой лошади

Профиль пути

Подъем в гору является фактором, затрудняющим проявление лошадью тяговой силы. На подъеме лошадь, везущая воз, кроме тягового усилия, для передвижения его вынуждена дополнительно затрачивать силы на подъем и удержание на наклонной плоскости своего собственного веса. При движении в гору лошадь значительную часть своих сил вынуждена затрачивать на подъем собственного тела и только остающуюся часть может приложить к повозке как тяговое усилие. При наклоне пути 7-8°, когда сила достигает 0,12-0,14, лошадь только на подъем своего собственного тела будет затрачивать силу, равную или даже больше той, какую принято считать нормальным тяговым усилием, составляющим от живого веса. Кроме того, следует учитывать, что при подъеме на гору величина фактического тягового усилия возрастет по сравнению с тяговым усилием, развиваемым лошадью на горизонтальной дороге с тем же характером покрытия. Это объясняется тем, что повозка также будет находиться под действием силы, возникающей на подъеме, которая через оглобли или постромки будет восприниматься лошадью как сила дополнительная к сопротивлению перекатывания повозки.

При подъеме лошади на гору изменяется распределение веса ее тела на передние и задние конечности, а именно уменьшается часть, приходящаяся на передние, и увеличивается часть, приходящаяся на задние конечности, и тем больше, чем круче подъем. Это также ухудшает условия для проявления лошадью тяговой силы.

Устройство упряжи

Как фактор, влияющий на тяговую силу лошади. В истории известна упряжь двух различных видов: ярмо, накладываемое на холку, и петля, надеваемая на шею и грудь. Прообразом упряжи второго вида может служить собачья и оленья упряжь; в этом случае на шею животного надевается незатягивающаяся ременная петля, от которой к саням идет длинный ремень. По сходному способу делается конская упряжь - шорка. При натяжении постромок, прикрепленных к кольцам нагрудного ремня шорки, последний сжимается, как петля. Чем больше возрастает тяговая сила, тем сильнее шорка будет давить на грудь лошади не только спереди, но и с боков. При работе в хомуте, который представляет собой как бы ту же петлю, но с жесткой рамой, исключающей возможность уменьшения ее просвета, усилие лошади передается именно на эту жесткую опору - клещи хомута. Через них лошадью воспринимается и сила сопротивления повозки или сельскохозяйственного орудия. Благодаря хомутовой подкладке давление через хомут распределяется на большую поверхность тела лошади, в результате чего снижается удельное давление на единицу площади. К тому же сжатия груди лошади с боков, как в шорке, не происходит. Поэтому перевозка очень больших тяжестей и достижение максимальных величин тягового усилия на специальных испытаниях лошадей и осуществляются при запряжке в хомут, а не в шорку.

Причины снижения тягового усилия лошадей при работе в многолошадных запряжках. При совместной запряжке в орудие или повозку нескольких лошадей можно наблюдать, что общая величина тяговой силы всей запряжки, измеренная на крюке орудия или повозки, оказывается всегда меньше той, которая должна бы получиться от сложения усилий, проявленных каждой лошадью. При двух или трех лошадях в запряжке эффективное тяговое усилие каждой составляет примерно 92 и 85% ее нормального тягового усилия. В многолошадной запряжке потеря тяговой силы лошадей происходит не только потому, что лошади не полностью проявляют свойственное им нормальное тяговое усилие, но и потому, что часть фактически проявленного каждой лошадью усилия теряется и не входит в величину суммарного усилия всей запряжки на крюку. Причина такой потери тяговой силы заключается в несогласованном действии лошадей. Несомненно, что хорошо подобранные и съезженные лошади дают меньшую потерю тяговой силы, чем лошади, не втянутые в совместную работу.

В настоящее время использование в запряжках более 3-4 лошадей уже не требуется. Парные же, а в некоторых случаях трех- и четырехлошадные запряжки могут быть рекомендованы, так как значительно повышают производительность труда на конных работах. Особенно выгодны могут быть парные запряжки, при которых уменьшается бесполезный грузооборот в виде перевозок излишнего «мертвого» веса самих повозок. При парных повозках улучшается соотношение «мертвого» и полезного груза при гужевых перевозках в пользу последнего, так как вес одной парной повозки меньше веса двух одиночных. Следует стремиться к такой конструкции парных повозок, чтобы их грузоподъемность была не меньше грузоподъемности двух одноконных, а собственный вес был бы невелик.

Влияние пружинных и других амортизаторов на силу тяги лошади. Связь между лошадью и повозкой или сельскохозяйственной машиной (орудием) может быть более жесткой и более упругой, когда резкие сильные толчки воспринимаются первоначально пружинящими устройствами и через них в смягченном уже виде передаются на корпус лошади.

Во время работы характер тягового усилия лошади и его величина зависят от состояния пути и возникающего общего сопротивления движению, а также в некоторой степени и от особенности походки самой лошади. На дороге, особенно плохой, всегда возникают сильные толчки от таких препятствий, как, например, камни, рытвины и т. п. При преодолении таких добавочных, неожиданно возникающих препятствий лошади испытывают сильный толчок, большое напряжение и нередко надрывают свои силы.

Два тяжеловоза везут тележку с туристами, фото фотография

Действие на лошадь таких резких толчков и ударов может смягчиться мягкой подкладкой хомута, достаточной длиной и эластичностью гужей, дугой, упругими и длинными постромками и даже слегка гнутыми оглоблями (применяются только в легковой запряжке выездных лошадей).

Иногда для смягчения ударов применяются также специальные пружины, называемые модераторами или амортизаторами тяги. Однако положительный результат от их применения достигается только в случае определенного соответствия между упругостью пружины модератора и величиной и характером тягового сопротивления. Упругость пружины надо подбирать по двойному среднему усилию лошади в работе, так как слишком слабый или слишком жесткий модератор одинаково невыгоден. Это следует учитывать при измерении силы лошади пружинным динамометром. Лошадь или развивает усилие, недостаточное для сдвига повозки с грузом, и тогда оно поглощается только колебанием пружины динамометра, или, наоборот, она рванет сразу так сильно, что пружина сожмется до отказа и не будет действовать в должной мере как модератор, повозка же при этом, получив сильный импульс и значительное ускорение, накатывается на лошадь подчас даже до соприкосновения с ее задними ногами, что, конечно, опасно.

При хороших дорогах значение специальных модераторов снижается, здесь достаточно упругости в самой запряжке. Разобранные выше причины, вызывающие потерю тяговой силы лошади в некоторых условиях ее работы, могут в значительной мере быть отнесены к факторам внешним по отношению к лошади.

Какого цвета лошадь?
Статья по теме Какого цвета лошадь?

Максимальное тяговое усилие лошади

В практике использования лошадей на работах часто встречается необходимость, чтобы лошадь для преодоления возникшего препятствия проявила возможно большую силу тяги, хотя бы на малом отрезке пути и в течение короткого времени. Поэтому при оценке лошадей по их рабочим качествам способность развивать максимальную тяговую силу как ло величине, так и по длительности во времени и пространстве имеет исключительное значение.

Без наблюдения или эксперимента невозможно выяснить, какова способность данной лошади к проявлению максимального тягового усилия как по его абсолютной величине и длительности действия, так и по отношению к ее живому весу и нормальному усилию. Величина максимального тягового усилия, проявляемого лошадью, зависит в большой степени от условий, в которых она должна его проявить. Если, например, в определенных условиях, максимальное усилие, проявленное лошадью, равно 350 кг, то это еще не значит, что есть основание ожидать от нее такой же величины усилия, но в других условиях; усилие это может оказаться и выше и ниже.

Наиболее известный в нашей стране способ испытания лошадей на максимальную силу тяги заключается в том, что лошадь со старта начинала движение уже со значительным тяговым усилием и, проходя по трассе испытания, должна была повышать усилие при каждой добавке груза на воз, пока не останавливалась. Тяговое усилие к моменту остановки принималось как максимальное для данной лошади на день испытаний. При этом считают, что лошадь останавливается якобы в силу достижения ею вообще возможного для нее максимума тяговой силы, определяемого прежде всего физической силой.