Реально при дрессировке собак условно-рефлекторный метод обучения применяется весьма ограниченно. Для этого есть две причины. Во-первых, животные, обучающиеся по этому методу, в процессе дрессировки пассивны. В результате с его помощью практически невозможно обучить собаку сложным навыкам. А во-вторых, трудно найти такую форму врожденной реакции, которую можно было бы использовать в дрессировочной практике. На мой взгляд, к таким врожденным реакциям можно отнести следующие: отдергивание конечностей или других участков тела и отпрыгивание в сторону при воздействии сильными болевыми, звуковыми и световыми раздражителями (укол, ожог, удар, громкий звук, вспышка света, электрический ток).

Покажем один из примеров применения условно-рефлекторного метода обучения - способ формирования одного из элементов навыка апортировки. Собаке сразу после команды «Апоpт!» с помощью поводка и «удавки» или строгого ошейника наносится сильный рывок в области шеи. От сильной боли собака рефлекторно открывает рот, в тот же момент ей в рот вкладывается апортировочный предмет, собаку хвалят и оглаживают. При попытке собаки выплюнуть предмет дрессировщик вновь наносит сильный рывок поводком, причиняющий собаке боль и вызывающий рефлекторное открывание рта, предмет вновь вкладывается в рот собаке. Раз за разом прием повторяют. Впоследствии команда «Апорт!» вынуждает собаку хватать апортировочный предмет, чтобы избежать болевого воздействия.

Немецкий боксер, фото фотография собаки

Обучающиеся этим методом собаки сначала пассивно участвуют в процессе обучения, но в дальнейшем активно используют приобретенный опыт и вполне эффективно воспроизводят сформированный навык, однако, с «потухшими глазами». Поэтому не спешите воспользоваться этим методом обучения, сначала решите для себя, нужен ли вам раб или живой робот. При условно-рефлекторном методе обучения животное, чтобы достигнуть приспособительного результата (например, избежать боли), должно совершить работу в виде первоначально нецелесообразного, навязываемого ему действия (захват апортировочного предмета).

Что же касается обучения собаки навыку посадки по команде «Сидеть!», то он формируется на несколько иных основаниях. Как бы мы сильно ни давили на круп собаки, она сразу же активно включается в процесс обучения. В ответ на наши действия животное предлагает целый спектр встречных программ поведения: горбит спину под нашей рукой или уходит в сторону, прикусывает нам руку или предлагает поиграть, а если и садится, то садится по-разному - то сбоку, то спереди, завалив ноги или как положено. Иными словами, оно демонстрирует нам не простую врожденную реакцию, а сложное по своей структуре поведение (сравните примеры: ваш поход в столовую и апортировка). Такое сложное поведение формируется с использованием другого принципа обучения, получившего название оперантного.

Оперантное обучение - это такой способ обучения, при котором обучающийся активно и целенаправленно осуществляет отбор желательных и устранение нежелательных для него программ поведения, позволяющий в дальнейшем эффективно и экономично достигать приспособительного результата.

На основании этих принципов американским зоопсихологом Л. Скинером и его последователями разработан метод оперантного обучения.

Метод оперантного обучения - это целенаправленный, поэтапный отбор и закрепление дрессировщиком желательных и устранение нежелательных для него действий животного, который производится посредством положительных и отрицательных воздействий обучающего.

Сформированный с помощью этого метода навык в дальнейшем подводится под так называемый «стимульный контроль». Это означает, что навык (в зависимости от стадии обучения) санкционируется или запускается определенной командой.

Под санкционирующей я понимаю такую команду, которая как бы разрешает реализацию того или иного поведения, направленного на достижение конкретного результата, однако пути его достижения могут быть разные. Значит, возможны и различные варианты программ поведения, с помощью которых нужный результат может быть достигнут.

Запускающая команда - такая, которая при любом типе обучения (в частности после автоматизации навыка при оперантном обучении) запускает строго определенное поведение животного При этом результат поведения достигается с помощью конкретных, наработанных в процессе обучения программ действия.

При обучении простым навыкам команды начинают применять с самого начала обучения. Команда всегда должна предварять положительные или отрицательные воздействия на животное. Таким образом, условно-рефлекторное и простое оперантное обучение внешне как будто схожи - команда дается перед теми или иными воздействиями на обучаемого. Однако по сути они различны. В начале простого оперантного обучения команда - лишь стимул, санкционирующий (разрешающий) реализацию поведения; она не запускает его. При условно-рефлекторном же обучении команда запускает выполнение навыка. Объясняется это тем, что применяемые при этом типе обучения воздействия вызывают относительно простые поведенческие реакции, и их реализация не требует от животного принятия сложных альтернативных решений, корригирующих его деятельность.

Метод оперантного обучения широко используется при дрессировке собак, как служебных, так и цирковых. Необходимым условием обучения является наличие доминирующей мотивации - пищевой, игровой, оборонительной или какой-либо другой.