В дальнейшем, когда собака привыкнет к хлопкам и легким ударам и будет их спокойно воспринимать и возвращаться под их воздействием в нужное положение, они усиливаются. При этом добиваются того, чтобы собака возвращалась в положение «рядом» сразу после хлопка или удара поводком. В дальнейшем длину поводка увеличивают и управляют собакой только хлопками или легкими ударами. Собаку продолжают провоцировать на ошибки, проходя с ней мимо членов семьи, собак, кошек. Когда мы убедимся, что собака слушается нас независимо от условий, поводок можно снять. Оставим его в левой руке, собрав в «связку». Теперь мы будем управлять собакой поводком, используя его в виде хлыстика.

Продолжаем работать с собакой, контролируя ее поведение с помощью «поводка-хлыстика». Теперь команду «Рядом!» подаем только в самом начале движения, в процессе перемещений собака самостоятельно (т. е. без дополнительных команд) следует за их характером - изменениями темпа, поворотами и остановками.

Навык можно считать отработанным, если собака независимо от типа перемещения сохраняет заданное положение после первой команды и без каких-либо дополнительных воздействий со стороны дрессировщика.

Улыбающаяся дворняжка, фото фотография собаки

При отработке навыков и приемов общего и специального курсов обучения следует неукоснительно соблюдать основные правила дрессировки, так называемые правила «Трех П». Постоянство, Постепенность, Последовательность.

Постоянство. Занятия с собакой необходимо строить таким образом, чтобы периоды дрессировки, отдыха и прогулок не были четко разграничены. Для этого во время прогулок короткая, но интенсивная работа с собакой чередуется с более или менее продолжительным отдыхом. При таком режиме работы и отдыха собака не устает, ее внимание на рассеивается, она всегда готова выполнить вашу команду. Однако при этом следует помнить, что необходимо время от времени менять место и время занятий. Такой порядок более эффективен, чем длительные и разделенные во времени периоды занятий и отдыха.

Постепенность. Данное правило перекликается с предыдущим «П», но касается порядка занятий, определяющего физическую и нервно-психическую нагрузку на ученика. Данное правило гласит: собаку лучше «недогрузить», чем «перегрузить». Выполнение правила 1 практически на сто процентов предотвращает нервно-психические перегрузки при занятиях. Однако важно помнить, что длительность занятий, силу отрицательных воздействий и объединение навыков в комплекс следует увеличивать постепенно - по этапам. Если во время дрессировки у собаки вдруг появляется поведение, ранее не встречавшееся во время занятий (например, она начнет зевать, чесаться, ловить свой хвост, вращаться на месте и т. п.), то ей необходимо срочно дать отдых, переключив на иную деятельность - игру с владельцем, другими собаками. Это же надо сделать в том случае, если собака чем-нибудь испугана.

Последовательность. Отработку навыков следует производить, постепенно усложняя обстановку, повышая требования к собаке понемногу. Делать это надо для того, чтобы у собаки всегда была возможность «заработать» подкрепление, т. е. чтобы ее поведение во время дрессировки было в целом всегда результативно. Очень важно научить собаку «зарабатывать» подкрепление. Иными словами, она должна понять, что «свой хлеб насущный» она получит только выполняя определенную работу, нужную хозяину. Сложные навыки типа «апорт», «место», «охрана вещи» и тому подобные желательно разбивать на более простые, обучая собаку каждому из них в отдельности.

Не следует отрабатывать сразу два (или более) элементов сложного навыка - это не ускорит, а замедлит процесс обучения. Впоследствии простые навыки объединяются в сложные, также последовательно, по этапам.

Если при шлифовке старого или отработке нового навыка по отношению к собаке вводятся новые требования - снизьте требования к не очень важным элементам отрабатываемого навыка. Например, если вы пытаетесь увеличить скорость возврата собаки на место по команде, то не слишком ругайте ее за неточность приземления (либо наоборот). И лишь увеличив скорость, займитесь дальнейшей чисткой навыка. Если же качество выполнения собакой того или иного приема резко снизилось, повторите процесс его выработки сначала, соблюдая первоначальную последовательность ваших действий. Так будет намного быстрее.

В начале формирования навыка подкрепляйте все правильные действия собаки, а затем постепенно переходите на вероятностное подкрепление (порядок подкрепления - случайный). Я надеюсь, что приведенные правила трех «П» и все, о чем мы говорили ранее, поможет вам и вашей собаке не только избежать нервотрепки в процессе дрессировки, но и лучше понять друг друга, увидеть то, чего раньше вы, возможно, и не замечали.

Источник: В. С. Варлаков, Сборник «О собаке»