5. Игровой метод - формирование того или иного игрового поведения собаки с целью обучения желательному навыку. Используется, в частности, при формировании у собаки навыков апортировки и преодоления препятствий.

6. Методы развития злобы - целенаправленное формирование у собаки какой-либо формы выученной агрессии на базе истинной агрессии. Истинную агрессию я условно разделяют на две формы: активная и пассивная.

Активную агрессию у собаки можно вызвать посредством конфликтов (конкуренции из-за пищи, территории, полового партнера, лидерства в группе и т. п.), Пассивную агрессию формируют, используя самооборону собаки. Метод формирования злобы через пассивную форму агрессии менее продуктивен. Это обычно связано с передозировкой болевых воздействий, вызывающей у собаки трусость. Однако при правильном применении и он эффективен. В процессе дрессировки обычно используют оба метода.

Немецкая овчарка лежит в сухой траве, фото фотография собаки

7. Контрастный метод (метод «кнута и пряника») заключается в последовательном чередовании приятных и неприятных для собаки воздействий. Сначала посредством неприятных воздействий вызывают у собаки мотивацию пассивного избегания вплоть до выполнения требуемого действия, а в момент его выполнения (или сразу же после) дают пищевое или вкусопоощрительное подкрепление. Наиболее пригоден для установления у дрессировщика статуса лидера. Этот метод широко используется на наших дрессировочных площадках, однако при этом часто сила неприятных воздействий передозируется.

В процессе обучения собаки при формировании того или иного навыка она достигает не только того результата, который удовлетворяет ее биологическую потребность. У животного появляется и вполне определенное эмоциональное состояние, а это тоже результат!

Согласно биологической теории эмоций П. К. Анохина, эмоции и их качество определяются совпадением или рассогласованием между ожидаемым и получаемым результатами в процессе целенаправленного поведения. При совпадении программируемого результата с реально достигнутым возникает положительна эмоция, при несовпадении - отрицательная. Перечисленные выше методы воздействий на потребностно-мотивационную сферу, деятельности собаки также нужно рассматривать как положительные и отрицательные подкрепляющие воздействия. Подкрепляющие же воздействия прежде всего влияют на эмоциональную деятельность собаки. Как правильно применять их в процессе дрессировки?

Положительные подкрепляющие воздействия должны совпадать по времени с каким-либо действием собаки и вызывать у нее при этом положительные эмоции. Они увеличивают вероятность появления нужного поведения; к ним-то и стремится собака при обучении. В качестве положительных подкрепляющих воздействий можно использовать пищу, ласку, лакомства, игру, то есть все то, что доставляет собаке удовольствие.

Отрицательные подкрепляющие воздействия - такие которые совпадают по времени с каким-либо действием собаки и вызывают у нее отрицательные эмоции. Отрицательные воздействия призваны сформировать у собаки желание избежать повторного совершения данного действия (мотивацию активного избегания или агрессию). В качестве отрицательных воздействий можно использовать рывки поводком (различной силы) и любые другие неприятные для собаки воздействия.

Наказание в отличие от отрицательных подкрепляющих воздействий производится уже после совершения нежелательного действия (то есть когда собака уже достигла какого-то результата, нежелательного для дрессировщика: подобрала и съела лежащий на земле корм, подралась с другой собакой и т.д.) и поэтому воздействует на собаку менее эффективно.

Отсюда вытекают и основные правила применения положительных и отрицательных подкрепляющих воздействий.

Воздействия должны производиться в момент совершения действия или сразу после него, иначе их применение малоэффективно. Это объясняется тем, что, помимо приятных или неприятных ощущений, (+) или (-) подкрепляющие воздействия несут собаке еще и информацию о том, что именно в ее поведении нравится дрессировщику, а что нет. Поэтому запаздывающие подкрепляющие воздействия - наигрубейшая ошибка дрессировщика.

Отрицательные подкрепляющие воздействия должны прекращаться сразу же, как только прекратилось нежелательное действие собаки, чтобы собака могла активно избежать неприятного для нее воздействия и достигнуть при этом приспособительного результата. Отрицательные воздействия нужно строго дозировать (по силе и длительности); при отработке приемов общего послушания они не должны вызывать у собаки ни страха, ни агрессии.

Размеры кусочков пищи, используемых для положительного подкрепления, варьируются в зависимости от размеров собаки но общим правилом при этом является максимальное уменьшение разовой порции. За особо трудную для собаки работу, например, прыжки через глухой барьер, размеры подкрепления значительно увеличиваются.

Режим применения подкрепляющего воздействии в процессе обучения должен изменяться. В начале формирования навыка - стопроцентный режим воздействия, а затем вероятностный (то есть когда подкрепление дается не каждый раз, а в случайном порядке). Причем когда собака получает пищу или игру во время дрессировки в случайном порядке, ее заинтересованность в выполнении навыка резко возрастает, а у дрессировщика при этом появляется возможность отбирать закреплять желаемое.