Все же результат деятельности собаки в процессе дрессировки, как правило, в большей степени зависит от дрессировщика, чем от нее самой. Иными словами, от вас и только от вас зависит, сможет ли собака во время обучения и повседневного общения с вами удовлетворять свои интересы (потребности). А это важно прежде всего потому, что этим определяется ее заинтересованность в работе и характер складывающихся между ваши отношений. Однако успех дрессировки в целом зависит от обоих участников, взаимные интересы которых сочетаются также с взаимными обязанностями.

III. Отчего одна собака слушается своего хозяина, а другая нет? Живя в семье человека, собака все же остается собакой и воспринимает семью как собачью стаю. Она переносит законы, лежащие в основе организации стаи, на отношения с человеком. Что это значит? В каждой стае есть вожак - лидер, которого каждый из членов стаи обязан слушаться, его «слово» - закон для подчиненных. Есть в стаях и особи низшего ранга, которые подчиняются всем, и каждый член стаи может помыкать ими по своему усмотрению. Однако между высшей ступенью, на который стоит лидер, и низшей есть и промежуточные ранги.

Вырастая, собака занимает в человеческой семье определенное ранговое место. Если оно высшее, то она как лидер диктует свои условия остальным членам семьи - становится «диктатором». Я знал, например, одного колли, который не любил звуков пылесоса и кофемолки. При шуме этих приборов собака не тряслась от страха, не пряталась в дальний угол - наоборот, показывала зубы, рычала, а если ее не понимали, то могла и схватить за ногу или за руку. Хозяин собаки подчинялся ей и выключал работающей прибор. В результате успех дрессировки владельца собакой был налицо. А если собака не любит мыть лапы после прогулки - рычит и хватает за руки, и хозяин отступает? Кто кого дрессирует? Таких примеров можно привести множество.

Если вы хотите добиться успеха, дрессируя свою собаку, то вам совершенно необходимо быть по отношению к ней лидером.

Однако лидеры бывают разные. Некоторые владельцы, являясь несомненными лидерами для своей собаки, порой самоутверждаясь за ее счет, излишне подавляют индивидуальность четвероногого друга. Это настолько «обезличивает» собаку, что в результате она превращается в жалкое, забитое животное. Такая собака, как правило, не способна к самостоятельному несению службы, в частности не может охранять квартиру.

Другой вариант: хозяин становится лидером лишь в определенной ситуации, например на дрессировочной площадке, а в обыденном общении пускает все на самотек. Это тоже может приводить к неприятностям. Помню кобеля немецкой овчарки, послушного и хорошо управляемого на улице. Дома же он резко менял свое поведение! Он не только не слушался своих владельцев, но и сам управлял ими. В квартире он запрещал им говорить по телефону, не выпускал из дома, заставлял себя гладить, угрожающе рычал, если они отказывались это делать...

Той-терьер с бантиком, фото фотография собаки

Успех дрессировки возможен лишь в том случае, если хозяин всегда, независимо от ситуации, является лидером для собаки. Важно также и то, чтобы лидерство не превращалось в тиранство, иначе в результате такого воспитания вместо преданного друга вырастает «безликое», подавленное существо.

Желательно также, чтобы и остальные члены семьи были выше по своему ранговому положению, нежели собака. Ведь согласно законам стаи, во время отсутствия вожака лидирующее положение в большинстве случаев начинает занимать животное, стоящее на следующей после лидера ступени «табели о рангах». Если собака слушается только дрессировщика, а он уедет в командировку, пес тотчас же займет его место лидера. В результате он будет либо управлять поведением оставшихся домочадцев, или же просто не станет их слушаться.

Для того, чтобы правильно наладить взаимовыгодные отношения с собакой и успешно управлять ее поведением, необходимо знать основные правила и принципы обучения и дрессировки. А дрессировка для собаки совершенно необходима еще и потому, что в процессе обучения ее мозг развивается быстрее и она становится гораздо понятливей и умнее.

IV. Какие основные принципы лежат в основе обучения и дрессировки? А теперь давайте разберемся в том, что такое обучение и какие методы его можно использовать для дрессировки собак. И на эти вопросы мы тоже попытаемся ответить с помощью теории функциональных систем П. К. Анохина.

Обучение - это процесс целенаправленного формирования животным (или человеком у животного) навыков, при осуществлении которых прежде чем достигнуть приспособительного результата (получить подкрепление), оно совершает определенную работу.

В настоящее время дрессировка животных осуществляется с использованием двух основных методов обучения: оперантного и условно-рефлекторного. В большинстве существующих пособий по дрессировке почему-то говорится лишь об условно-рефлекторном обучении. На мой взгляд, более прогрессивен метод оперантного обучения; естественно, он и используется в дрессировке более широко, нежели условно-рефлекторный. Попытаюсь обосновать свое утверждение.

В учебниках по дрессировке в качестве иллюстрации условно-рефлекторного метода обычно приводится схема формирования навыка посадки (мы рассматривали ее в начале главы). Однако давайте разберемся, действительно ли этот метод используется при обучении собаки данному навыку?

Условно-рефлекторное обучение основано на сочетании действия индифферентного раздражителя, скажем команды «Фу!», с действием безусловно-рефлекторного раздражителя, например с ударом электрического тока, вызывающим врожденную реакцию избегания действия этого раздражителя, в данном случае - в форме отвержения пищи. После нескольких сочетаний индифферентного раздражителя (команды «Фу!») с безусловно-рефлекторным раздражителем (ударом тока) индифферентный стимул приобретает значение условного и запускает врожденный безусловно-рефлекторный ответ. Иными словами, теперь после команды «Фу!» собака будет отскакивать от лежащей на земле пищи так же, как при действии электрического тока.