Вот собака добежала и схватила палку, но сделала это неудачно и уронила ее. Животное тотчас же исправилось и бегом двинулось в сторону владельца. Поднеся предмет, собака остановилась. Однако до того как хозяин взял палку в руки и подал команду «Дай!», собака бросила ее и потянулась за лакомством. Но пищу она не получила, так как хозяин не одобрил ее поведения. Указав на палку, он вновь подал команду «Апорт!». Собака поскулила, но затем исправилась - схватила палку и подала ее дрессировщику в руки, за что тотчас же получила кусочек пищи, то есть достигла того результата, к которому все время стремилась.

После того как результат достигнут или не достигнут (то есть животное получило или не получило подкрепление), обязательно оценивается эффективность деятельности. Животное сопоставляет тот результат, который был заранее запланирован, с результатом, полученным в процессе поведенческой деятельности. Именно в момент этого сопоставления наиболее активно функционирует механизм предвидения результата поведения.

Предположим, что в процессе дрессировки мы все время допускаем одну и ту же ошибку: как только собака подносит брошенный предмет, мы, не взяв его в руки, хвалим ее и достаем лакомство. Увидев пищу, собака тянется к ней, ожидая подкрепления, и бросает апортировочный предмет. Но пищу не дают: для собаки реальный результат поведения не соответствует ожидаемому. В этом случае функциональная система поведения животного перестраивается, осуществляется новое исправление программ поведения, принимаются новые решения, предпринимаются все новые и новые попытки удовлетворения пищевой потребности.

Щенок веймаранера, фото фотография собаки

Если мы ни разу не дадим лакомство, то собака откажется от дальнейшего выполнения навыка. Это объясняется тем, что сила пищевой мотивации, направляющей поведение, в связи с нерезультативностью поведения падает (то есть уменьшается заинтересованность собаки в работе). Это происходит несмотря на то, что потребность в пище у собаки объективно сохраняется на прежнем уровне.

Если же мы будем давать собаке пищу, хотя она и бросает палку, то тем самым восстановим пищевую мотивацию, повысив результативность ее поведения. Однако в конечном итоге наши действия приведут к тому, что собака начнет бросать апортировочный предмет целенаправленно, поскольку именно такие действия влекут за собой получение пищи.

Дрессировщику следует также учитывать, что во время дрессировки собаки в любой момент вместо пищевой может сформироваться и другая мотивация.

Вот на дрессировочной площадке появляется другая собака. Она весьма агрессивно настроена по отношению к нашей. И тут исчезнет пищевая мотивация, а с ней и поведение собаки, направленное на подноску предметов. Более сильной станет мотивация, основанная на потребности собаки в самосохранении. Появится поведение избегания или же агрессия.

Если же рядом окажутся друзья нашей собаки, то пищевая мотивация может уступить место игровой. В этом случае занятия по апортировке все равно придется приостановить и полюбоваться на играющих собак. Если собака наедается во время занятия, добиваясь искомого результата - полного удовлетворения пищевой потребности - то функциональная система данного поведения распадается: пищевая мотивация перестает доминировать, изменяется направленность поведения собаки.

Иначе говоря, если во время занятий вдруг появились другие собаки, то не злитесь на своего друга за непослушание, а выждите немного, пока пищевая мотивация вновь начнет доминировать («голод не тетка»). Сытую собаку дрессировать на базе пищевой мотивации бессмысленно.

Учиться собаки любят лишь тогда, когда им это интересно, то есть когда они удовлетворяют те или иные свои потребности.

Таким образом, на примере небольшого дрессировочного фрагмента мы рассмотрели закономерности достаточно сложного целенаправленного поведения собаки, базирующегося на пищевой мотивации. Эти закономерности лежат в основе многих навыков, формируемых в процессе дрессировки.

Я надеюсь, что знание этих закономерностей поможет перестроить отношение дрессировщика и к самому процессу дрессировки, и к его деятельному участнику - собаке.

II. Как добиться эффективной дрессировки, сохранив доверие и взаимопонимание. Многие дрессировщики считают, что если они обучают собаку, то успех зависит от них и только от них. На самом деле это не так. Активный участник процесса дрессировки - не только дрессировщик, но и собака.

Если внимательно понаблюдать за отношениями дрессировщика и его собаки, можно увидеть, что некоторые собаки в значительно большей степени овладели искусством дрессировки, нежели их хозяева. Отдрессировав своего владельца как следует, они рано утром или поздно вечером выводят его погулять вместе с собой, попрыгать через сугробы и заборы, побегать за другими собаками...

Как мы заметили выше, поведение собаки в принципе подчиняется тем же законам, что и поведение обучающего его дрессировщика. Вот почему при формировании любого навыка необходим взаимный интерес с обеих сторон. Нужно не простое взаимодействие, а выгодное взаимосодействие партнеров. Взаимна заинтересованность дрессировщика и его собаки основана как на обоюдных положительных и отрицательных воздействиях, так и на социально-ролевых отношениях между ними.

Например, обучая собаку навыку прыжка через препятствие, каждое выполнение ею навыка вы поощряете дачей пищи, игрой, всячески одобряя при этом ее поведение (то есть удовлетворяете ее потребности и в пище, и в игре, а также «социальную» потребность - угодить «лидеру»). Вы же, в свою очередь, также удовлетворяете различные собственные интересы (мотивации). Например, вам хочется, чтобы ваша собака прыгала не хуже других, а лучше. Возможно, вы считаете, что она должна прыгать для того, чтобы поддерживать хорошую физическую форму. А может, вам нужен диплом по общему курсу дрессировки, чтобы собаку допустили на выставку...