При работе с собакой не всегда целесообразно или возможно воздействовать на собаку в нужный момент (например, при отработке «выдержки», при выполнении навыка «охрана вещи» или «задержание преступника»), однако именно такая своевременность необходима, чтобы объяснить собаке, что она делает правильно, а что нет. В этих случаях применяют «условные» подкрепляющие воздействия, положительные или отрицательные.

Положительные «условные» подкрепляющие воздействия не всегда означают дачу корма, лакомства, хотя зачастую им сопутствуют, а являются сигналом для собаки: «делаешь правильно, делаешь верно, делаешь то, что нужно!». Обычно для этих целей используются слова: «хорошо!», «браво!», «умница» и т. д. Отрицательные «условные» подкрепляющие воздействия - это команды: «Нельзя!», «Тубо!», «Фу!» и другие.

В процессе реальной дрессировки обычно используются все описанные нами методы обучения и дрессировки (в зависимости от поставленной задачи) с учетом правил применения положительных и отрицательных подкрепляющих воздействий. Однако чтобы более полно понять закономерности, лежащие в основе дрессировочного процесса, необходимо детально рассмотреть основные принципы и этапы формирования поведенческого навыка.

V. Как правильно дрессировать собаку? На первом этапе обучения создают такие условия, чтобы пищевая мотивация стала доминирующей. Для этого основную часть рациона собаке скармливают в процессе дрессировки. Когда мотивация создана, то есть собака хочет есть и готова что-то сделать, чтобы поесть, ей объясняют, чего от нее хотят добиться. Этот этап обучения можно условно назвать «этапом взаимных объяснений» между дрессировщиком и собакой.

Обучение собаки на этом этапе должно проходить в условиях максимального обеднения дрессировочной обстановки. В начале формирования навыка необходимо проводить занятия дома или в местах, где нет посторонних людей и собак. Иначе возрастает вероятность появления конкурирующих мотиваций: игровой, половой, оборонительной и т. д., что сделает невозможным процесс обучения на базе выбранной вами мотивации, и собака потеряет интерес к работе.

Теми или иными способами: с помощью поводка (потягиваний, подергиваний, направляющих рывков), касаний руками, подталкиваний, направления лакомством, подсаживаний, поддерживаний, интонации и т. п. - вы пытаетесь объяснить собаке суть ваших требований. Собака же, если у нее есть заинтересованность (мотивация), пытается понять вас. Иными словами, так как собака «слова не понимает» (вернее, не понимает настолько, чтобы возник речевой контакт), мы заменяем речевое общение языком жестов, движений, интонаций, обеспечивающих взаимопонимание. Перед тем как «наводить» собаку на выполнение какого-либо навыка, мы 1-2.раза произносим санкционирующую команду, которая после автоматизации навыка приобретает значение запускающего стимула. Как только собака выполняет желаемое действие, мы сразу же подкрепляем это действие кусочком пищи или же игрой. Характер подкрепления зависит от используемой мотивации, на базе которой строится навык.

Щенок бостон-терьера, фото фотография собаки

Чтобы объяснить собаке, что она выполнила то, что требуется, сразу после завершения нужного действия, а порой и в процессе его выполнения, мы восклицаем: «Хорошо!», «Браво!», «Умница!» и т. д. (вводим условные положительные подкрепляющие действия), что означает для собаки: «делаешь правильно, делаешь то, что нужно». Дрессировщику необходимо ясно представлять границы формируемого навыка (т. е. то, какие именно действия и в каком порядке он будет подкреплять, а какие не будет) и объяснить их собаке. Собака должна четко знать, что правильные действия подкрепляются положительными воздействиями, а ошибочные не подкрепляются вовсе или подкрепляются отрицательными воздействиями. Собака должна прочно усвоить, где «черное», а где «белое», и безошибочно отличать их друг от друга.

Приведем пример формирования у собаки простого навыка посадки по команде «Сидеть!».

Соблюдая принцип «обеднения среды», обучение собаки лучше всего начинать дома. Перед кормлением возьмем собаку на поводок и расположим ее перед собой. Подавая команду «Сидеть!» (санкционирующий стимул, по нашей терминологии), мы придерживаем собаку за поводок левой рукой, а правой подносим к носу собаки зажатый в ладони кусочек пищи. Как только собака коснется носом ладони с кусочком пищи и попытается достать его, ладонь медленно уводится за голову собаки, вверх-назад (по касательной к голове). Собака тянется за лакомством, задирает голову вверх, и если ей немного помочь - придержать за поводок или легко надавить на круп, - то собака сядет. Сразу после посадки собака получает порцию пищи и условное подкрепляющее воздействие - «Хорошо!». Несколько таких повторений, и собака будет садиться уже после команде «Сидеть!». Однако нам необходимо, чтобы собака по команды не только садилась, но и оставалась в этом положении столько, сколько потребуется. Поэтому определяем для себя, что подкреплять пищей будем не только посадку собаки после команды «Сидеть!», но и выдержку ее в этом положении вплоть до отменяющей выполнение приема команды «Гуляй!» (или какой-либо другой команды, например «Рядом!»). Итак, границами навыка на данном этапе у нас будет посадка собаки сразу после команды «Сидеть!» (желательно одной) и выдержка ее в этом положении вплоть до отмены команды. Теперь наша главная задача объяснить все это собаке. Для этого, как только собака после команды «Сидеть!» примет соответствующее положение, мы сразу дадим ей кусочек пищи и будем многократно повторять «Хорошо!», «Хорошо!» и т. д., что на нашем с собакой «языке» означает «Делаешь правильно!».