Советская тяжеловозная лошадь, или советский тяжеловоз (Soviet heavy draft) - порода наиболее крупных русских тягловых лошадей, утвержденная в качестве самостоятельной в 1952 году. При выведении породы применялись методы поглотительного и воспроизводительного скрещиваний местных кобыл с производителями шаговых рабочих пород (брабансонами, першеронами, суффолками и арденами).

Советская тяжеловозная лошадь, советский тяжеловоз, фото фотографияМинора (кобыла), владелец АПКЗ "Перевозкий" (2011 гр) Орс-Марсельеза. Фото © rivkin

Конституция у большинства представителей породы крепкая. Лошади спокойны и послушны. Советские тяжеловозы являются плановыми улучшателями местных лошадей во многих регионах страны. Помеси первого и особенно второго поколений отличаются высокими рабочими качествами. Они сохраняют упитанность при кормлении их вволю доброкачественными грубыми кормами в стойловый период и травой летом.

Список пород лошадей и пони от А до Я

Племенных лошадей выращивают в условиях конюшенно-пастбищного содержания. Советские тяжеловозы отличаются высокой скороспелостью, а кобылы отличаются высокой молочностью. На кумысной ферме опытного конного завода ВНИИК (Рязанская обл.) от кобылы Рябины за 348 дней лактации было получено 6173 кг молока. Прирост массы жеребят в подсосный период достигает до 2 кг в сутки, достигая к шестимесячному возрасту 365-375 кг, а к одному году - 525-540 кг. Лошади приступают к тяжелой работе с 2,5-3 лет.

Советская тяжеловозная лошадь, советский тяжеловоз, фото фотографияФакел (жеребец), фото © Vikarus

Советскую тяжеловозную лошадь используют в сельском хозяйстве, для перевозки тяжелых грузов, для производства мяса и молока.

Плодовитость средняя (выход жеребят в конных заводах 65-75%). Срок племенного использования в большинстве случаев ограничивается 16-17 годами. 

Масти рыжая, иногда со светлой гривой и хвостом, гнедо- или рыже-чалая, гнедая, реже серая.

Средние промеры племенных жеребцов, записанных в V том Государственной книги, следующие, см: высота в холке - 161,5, косая длина туловища - 167,2, обхват груди - 206,6 и обхват пясти - 24,7: промеры кобыл соответственно 159,4 - 167,3 - 203,7 - 23,8. В среднем рост колеблется от 155 до 170 см. Живая масса - от 700 до 1000 кг.

Советская тяжеловозная лошадь, советский тяжеловоз, фото фотографияГром (жеребец), фото © Olga5

В испытаниях на максимальную грузоподъемность на Тамбовском ипподроме при запряжке лошади в сцеп полков на колесах с пневматическими шинами рекорд установил 6-летний жеребец Форс, гнедо-чалый, 1951 г. р., который вывез груз массой 22 991 кг.

В испытаниях на срочную доставку груза шагом лучшее время показал жеребец Зубр, 1964 г. р. Повозку конструкции ВНИИКа, масса которой вместе с грузом 4,5 т (сила тяги 150 кг), он провез за 11 мин 51,8 с на расстояние 2 км, что является всесоюзным рекордом. Кобыла Рафия, рыжая. 1960 г. р., от Карабина и Рогатины в повозке с грузом массой 1,5 т пробежала рысью 2 км за 4 мин 53 с.

Самые популярные клички лошадей и пони

Советская тяжеловозная лошадь, советский тяжеловоз, фото фотографияНимфа (кобыла), фото © Ольга Кошаева

У советских тяжеловозов средняя по величине, обычно сухая голова с прямым или слегка выпуклым профилем; мускулистая, слегка изогнутая шея средней длины; широкая низкая холка; широкая спина; часто мягкая поясница средней длины и выполненности; широкий, раздвоенный, часто свислый круп; широкая, с выпуклыми ребрами грудь; живот округлый; ноги средней длины, достаточно сухие и крепкие (нередко наблюдается косолапость); копыта правильной формы. Иногда встречается косолапость, саблистость и мягкие бабки. Оброслость гривы, хвоста и щеток умеренная.

В 1980 году общая численность породы составляла около 35 000 голов.