Проверка собак, прошедших дрессировку по защитно-караульной службе, показала, что поведение их в большинстве случаев не соответствует полученным дипломам.

Это, по-видимому, объясняется не только врожденными особенностями животных, но и недостатками обучения. Вероятно, это связано с тем, что на дрессировочных площадках зачастую происходит натаскивание собак лишь для получения диплома вместо подготовки к реальной работе.

Отдрессированная таким образом собака может выполнять усвоенные навыки исключительно в малоизменяющихся условиях и только в ответ на стереотипные действия помощника в дрессировочном халате или рукаве. Любое изменение привычного стереотипа вызывает трудности и неуверенность. Перегрузка собак при дрессировке - также очень распространенная ошибка - либо изначально порождает у животных неуверенность, которая потом может перерасти в трусость, либо переводит возникшую было злобу в игру. Тогда собака демонстрирует задержание, на самом же деле деятельность ее не носит серьезного характера, а по сути представляет собой игру. Попав в условия наших испытаний, такие собаки показали трусость. Еще одним следствием перегрузок является истеричная злоба (в нашем описании - различные варианты трусливо-злобного поведения). К тому же приводит и передозировка болевых воздействий.

Овчарка держит фигуранта за рукав, отработка хватки, фото фотография собаки

Подобные перекосы, по-видимому, связаны с недостаточной подготовленностью инструкторов. Однако это не их вина - ведь известная система натаскивания собак на сдачу дипломов не является для дрессировщика стимулом к росту профессионального мастерства.

В работе дрессировщика отсутствует современная научна база. Научное обеспечение дрессировщиков в нашей стране оставляет желать лучшего. Открыв любое пособие по дрессировке, мы увидим массу ссылок на И. П. Павлова, который действительно заложил фундамент современной физиологии высшей нервной деятельности, однако напомним читателю, что его основные работы были написаны в начале нашего века, и с тех пор над этим фундаментом выросло целое здание.

Помимо школы И, П. Павлова, продолжающей в настоящее время развивать условно-рефлекторную теорию (ярким ее представителем является П. В. Симонов), в отечественной физиологии имеются и другие взгляды на поведение. На весь мир известны достижения физиологической школы П. К. Анохина, который еще 50 лет тому назад впервые обосновал и развил принцип системной организации деятельности организма. Выдвинутые им основные положения теории функциональных систем - результативность, опережающее отражение действительности, принцип взаимосодействия - позволяют совершенно по-новому понять не только общие закономерности развития любых самоорганизущихся систем, но прежде всего основные законы, лежащие в основе целенаправленного поведения человека и животных. Попытки применения условно-рефлекторной теории при дрессировке собак нам хорошо известны, однако результат их малоэффективен.

Теория функциональных систем в практике дрессировке не применяется, а ведь именно она позволяет по-новому подойти к управлению поведением животных, а, следовательно иначе взглянуть на процесс дрессировки в целом. Широко известны также достижения школы Л. Скинера, который детально разработал метод оперантного научения, активно используемый при дрессировке животных. Наиболее ярким представителем этой физиологической школы является К. Прайор, чьи книги недавно публиковались у нас в стране, а за рубежом уже стали классикой. При дрессировке собак необходимо учитывать социальные факторы, в значительной степени определяющие поведение. Огромный вклад в их изучение внесла наука о поведении животных этология, развитая К. Лоренцом и Н. Тинбергеном. Однако все эти достижения современной биологии, имеющие самое непосредственное отношение к развитию методологии и теории дрессировки, до сих пор при практической дрессировочной работе у нас в стране не используются.

В настоящее время у нас сложилась ситуация, когда потенциальный владелец собаки совершенно не может быть уверен в своем выборе - непонятно, какой щенок достанется ему даже от увенчанных всевозможными лаврам родителей. Мы отдали бы предпочтение потомкам собак, вывезенных из тех стран, где производится ранняя диагностика поведения. Но даже выбравший неплохого щенка владелец не может быть до конца уверен, что после обучения на дрессировочной площадке его собака будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям.

Безусловно, нужно признать, что пока еще встречаются неплохие собаки, и отдрессированы они бывают хорошо - однако уж кому как повезет. Нам, однако, представляется, что такой «вероятностный» подход здесь абсолютно недопустим - ведь владельцы платят деньги за щенка и за дрессировку и, естественно, рассчитывают на то, что эти деньги как-то оправдаются. Поэтому, вероятно, нашему служебному собаководству следу добиться такого положения дел, при котором каждый будущий владелец собаки будет знать, что он за свои деньги получит хорошего щенка и что этого щенка в дальнейшем правильно обучат.

И. И. Затевахин, В. С. Варлаков, Сборник «О собаке»