Изучение элементарной рассудочной деятельности очень сложное дело, прежде всего из-за трудности подбора тестов, с помощью которых ее можно объективна оценить.

В лаборатории Л. В. Крушинского проводился экспериментальное изучение элементарной рассудочной деятельности животных с помощью двух объективных тестов. Первый из них - способность к экстраполяции направления движения. Под этим математическим термином понимается способность животного по начальному направлению движения пищевого раздражителя определить его дальнейший путь за преградой. Мысль о возможности проведения этого эксперимента в лаборатории пришла после наблюдения за поведением охотничьей собаки. Собака шла с помощью верхнего чутья за бегущей по земле птицей, птица забежала в куст и там затаилась. Собака обежала куст и приняла стойку, как бы преградив птице дорогу, т. е. как бы продолжила линию движения птицы.

Лайка в воде, фото фотография собаки

В другом случае по направлению, перпендикулярному пути бегущей собаки, двигался грузовик. Если бы собака продолжала двигаться в том же темпе, она через несколько секунд оказалась бы под колесами автомобиля. Однако собака ускорила бег и успела пробежать место пересечения путей еще до того, как машина достигла его. Затем животное снова побежало с прежней скоростью.

И в первом, и во втором случаях собакам пришлось экстраполировать, т. е. прогнозировать дальнейший ход события.

Изучение способности животных к экстраполяции в лаборатории осуществлялось следующим образом.

Животному давали корм через вертикальную щель, находящуюся в середине непрозрачной ширмы, за которой рядом стояли две кормушки: опытная с кормом и контрольная - пустая. После того как животное в течение нескольких секунд ело через щель, кормушки начинали раздвигать в разные стороны до тех пор, пока они не скрывались за непрозрачными клапанами. Чтобы найти исчезнувший корм, животное должно экстраполировать направление движения корма и обойти ширму а соответствующей стороны. В случае решения этой задачи ее усложняли при помощи приставок, цель которых - изменить путь от щели к корму. В этом случае животному необходимо было не только правильно выбрать направление движения приманки, но и сделать поправку на подражателю и окружающей его обстановке.

Проведенные исследования показали, что животные разных видов по-разному решали предложенные им задачи. Результаты соответствовали уровню развития мозга данного вида. Собаки оказались в числе наиболее способных (намного лучше кошек и серебристо-черных лисиц, но несколько хуже волков и медведей).

Второй тест, используемый в лаборатории - определяет способность животных оценивать некоторые геометрические свойства предметов (оперирование эмпирической размерностью фигур). Опыты с собаками ставились следующим образом.

В помещении ставились рядом герметически закрывающийся цилиндр, пирамида и треугольная плоскость (равная плоскости одной из граней пирамиды). После того как собака в течение нескольких секунд принимала пищу из цилиндра, помещенного между непрозрачным экраном и глухой стеной, ее отводили и привязывали к приколу, находящемуся в восьми-девяти метрах от центра экрана. Хозяин собаки шел за непрозрачный экран и помещал цилиндр с пищей в пирамиду. Затем, взяв пирамиду или треугольную плоскость, он шел вдоль глухой стены, вращая при этом фигуру. На расстоянии десяти - двенадцати метров от экрана ставил фигуру за укрытие. Такая же процедура проводилась с другой фигурой которую помещали за укрытие с противоположной стороны от экрана. Собаку спускали с поводка. В течение одной минуты ей предоставлялась возможность выбрать сторону, куда была унесена объемная фигура: когда собака находила объемную фигур ее не поощряли кормом из нее. Так исключалась возможность установления ассоциации между объемной фигурой и кормом. С каждой собакой ставилось два опыта. Во втором опыте последовательность и направление уноса корма менялись. Спущенные с поводка животные, как правило, направлялись к месту подкормки за ширмой. Не найдя там корма, большинство собак бежало за укрытие, где находилась одна из фигур. Это показывало, что исчезновение корма за ширмой они связывали с перемещением фигур за укрытие. В ходе опытов было выявлено, что для собак эта задача представляла довольно значительную трудность, но тем не менее в ряде случаев она была решена. А при многократных повторениях все собаки справлялись с задачей. Более высокие, чем у собак, результаты доказали дельфины и обезьяны.

Эти два теста, несомненно, лишь частные случаи во всем многообразии проявления элементарной рассудочной деятельности. Однако еще раз подчеркиваем, что придумать задачу, которая бы удовлетворяла требованиям эксперимента и подходила бы для животных разных видов, - очень сложно.