С самых далеких исторических времен животные являются постоянными спутниками человека. Одни снабжают нас едой и одеждой, другие наносят ущерб нашему хозяйству, третьи служат верными помощниками в труде, четвертые украшают наш досуг. И буквально все, что связывает человека с миром животных, имеет отношение к их поведению. Именно особенностями своего поведения собака привлекла внимание человека.

Человек на протяжении долгого времени одомашнивал собаку, приспосабливая ее к своим потребностям, к своему быту и во многом очеловечивая ее. Тем не менее поведение собаки продолжает подчиняться всем тем закономерностям, которые характерны для других животных.

Тибетский спаниель, фото фотография собаки

Поведение животных - это способ их адаптации к окружающей среде при помощи активного перемещения и общения между особями, обеспечивающий выживание и успешное воспроизведение как отдельного животного, так и вида в целом. Если жизнь - наиболее сложная форма существования материи, то поведение - наиболее сложное проявление жизнедеятельности. Все, что происходит в организме животного - физические, химические, физиологические процессы, в конечном итоге проявляется во внешней его активности, в поведении. И наоборот, именно поведение обеспечивает нормальное отправление всех жизненных функций. Исключительная сложность поведенческих актов предполагает многосторонний подход к его изучению.

При изучении поведения можно выделить три основных элементарных типа поведенческих актов.

1. Инстинкты - это врожденные, шаблонно выполняющиеся акты поведения, которые проявляются в ответ на действие строго специфических раздражителей, как правило, при первой же встрече с ними. Так, например, первая реакция новорожденного щенка - это поиск соска матери; самка, впервые рожающая детеныша, без всякого обучения начинает его вылизывать, перекусывает пуповину, съедает послед и т. д.

Пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный, материнский и некоторые другие, более специальные инстинкты служат той врожденной основой, на которой строится все дальнейшее поведение.

2. Акты поведения, формирующиеся на основе обучения. Эти элементы обучения в отличие от инстинктов быстро возникают в случае повторения конкретных жизненных ситуаций. К этой категории можно отнести хорошо известные собаководам условные рефлексы. При их образовании нейтральный раздражитель приобретает сигнальное значение для животного в результате сочетания с раздражителем, вызывающим инстинктивную реакцию. Вся дрессировка животных основана именно на таком сочетании.

3. Элементарная рассудочная деятельность. Каждый человек, имеющий дело с животными и особенно с собаками, рано или поздно сталкивается с такими формами поведения, объяснить которые только сочетанием условных и безусловных рефлексов невозможно. У высших животных на базе их общения, постоянного усложнения поведения возникают элементы рассудочной деятельности, способность к обобщениям, абстрагированию, предугадыванию событий.

Если мы обратимся к классикам естествознания, то увидим, что крупнейшие биологи и философы считали, что некоторые элементы разума существуют и у животных. Этот вывод уже около 100 лет назад сделал Ч. Дарвин, указывая на то, что высшие животные, так же как и человек, обладают памятью, воображением и разумом. При этом Дарвин рассматривал поведение и психику животных как предысторию человеческого разума. Ф. Энгельс писал о том, что у животных способность к сознательным действиям развивается в соответствии с развитием нервной системы и достигает у млекопитающих достаточно высокой ступени. Экспериментальному изучению элементарной рассудочной деятельности животных посвящены исследования таких крупных ученых, как В. Вагнер, В. Келер, Р. Иеркс, Н. Лодыгина-Котс, Г. З. Рогинский.

Противники признания у животных элементов рассудочной деятельности нередко ссылаются на авторитет крупнейшего советского физиолога И. П. Павлова, якобы отрицающего наличие у животных каких-либо зачатков конкретного мышления. Действительно, И. П. Павлов был противником антропоморфизма в исследовании по ведения животных. Он не отрицал наличие элементов мышления у животных, имеющих черты сходства с мышлением человека, однако он был ярым противником нефизиологического объяснения этого процесса.

Исследованию этой сложной проблемы посвящены работы члена-корреспондента АН СССР, профессора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Л. В. Крушинского. Он полагает, что наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных - их способность улавливать простейшие законы, которые связывают предметы и явления окружающей среды, и возможность использования этих законов при поведении в новых ситуациях. В том, что животное сразу, без специального обучения может принять правильное решение, и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности как приспособительного механизма в многообразных, постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Этот способ приспособления организма в среде возможен только у животных с хорошо развитой нервной системой.