Не так давно еще существовала так называемая парфорсная дрессировка. По этой теории старались путем наказаний добиться от собаки исполнения раз ей показанной штуки. Этот способ безусловно устарел и отнюдь не должен применяться при разумном воспитании, т.к. влечет за собою много неприятностей, а результаты часто бывают обратные ожидаемым, собака же становится пугливой, забитой и тупой. Если собака не исполняет какого-нибудь упражнения, то это не значит еще, что поупрямиться; ведь ребенок тоже должен сперва понять, как держать грифель, чтобы выучиться писать.

Неловкость и неумение, - первые причины того, что собака не сразу может взяться за урок и не сейчас же исполняет требуемое. Побоями наверное ничего тут не добьешься; только упорным повторением и путем непоколебимого терпения можно достичь желаемой цели.

Если новое упражнение почему-либо собаке не удается, то настаивать на его исполнении было бы бесполезно, лучше всего повторить уже раньше пройденное и хорошо знакомое собаке, и тем поддержать ее уверенность в своих силах. Бывает, что новое упражнение не удавалось два, три раза, а на четвертый исполняется без затруднений, это значит, что собака поняла и сообразила, чего и в какой форме от нее требуют.

Третий пункт. Взявшись за дрессировку собаки, следует вооружиться бесконечным терпением и непоколебимым хладнокровием. Надо уметь вовремя быть строгим и вовремя добрым, иначе говоря некоторый талант при этом необходим, а любовь к своей собаке неизбежна.

Только человек уверенный в своем умении и обладающий всеми перечисленными выше качествами может приступить к дрессировке.

Коричневая собака держит в зубах красную летающую тарелку, фото фотография собаки

Спокойствие прежде всего не должно покидать обучающего ни в коем случае; оно должно выражаться в каждом движении, в каждом слове его. Как только хладнокровие вас покидает, в особенности при неизбежных иногда наказаниях, сейчас же прекратите начатый урок, чтобы не испортить все дело. Терпение необходимо еще и потому, что обучение требует постоянных и многочисленных повторений одного и того де урока. Желаемые результаты достигаются только после неоднократных указаний и пояснений, когда и сам обучающий, путем опыта, научится избирать наиболее понятный для его собаки способ обучения.

Доброта и строгость должны разумно сочетаться. Путем первой всегда скорее можно достичь желаемого; чем жестокостью или постоянными наказаниями. Похвала, лакомство и всякого рода поощрения за хорошо исполненную задачу - весьма действительны.

Собака не должна бояться своего учителя, а наоборот относится к нему с преданностью, идти навстречу его требованиям и радоваться, если он с нею занимается. Наказывать, если уже это необходимо, следует только на месте преступления, иначе наказание не достигает своей цели, а только испортит собаку, т.к. она не понимает, за что ее бьют. Если этому совету почему-либо нельзя последовать, то лучше оставить поступок без наказания; исключение составляют только те случаи, когда собака может понять, за что ее наказывают, так например - если она разгрызла или испортила что-нибудь, и ей можно указать самый corpus delicti.

Трудно определить с какого возраста следует начинать дрессировку. Начинать с молодыми щенятами пожалуй правильнее всего. В возрасте от 3 до 9 месяцев они могут научиться многому играя, тогда как впоследствии игра их уже не занимает и ко всему придется приступать серьезно. Давая например корм своим щенятам, очень быстро можно выучить их отзываться и узнавать свое имя, подзывая каждого по одиночке. Аппортированию также гораздо легче научить щенка, чем взрослую собаку.

Вступление это закончим советом - держать собаку всегда возле себя. Она скорее к вам и привыкнет и привяжется, что же касается ее умственных способностей, то от постоянного общения с человеком они безусловно станут выше, чем у собаки дворовой или удаленной от хозяина.

Наши собаки. Настольная книга для каждого имеющего собаку. (Репринтное издание)