Задача состоит в том, чтобы объяснить владельцу, что без его поддержки собака не в состоянии что-либо сделать. Владелец необходим собаке так же, как и собака владельцу. Идет попытка «вытащить на поверхность» сложившиеся отношения, которые владелец не осознает, хотя подсознательно в них прекрасно разбирается.

В такой ситуации необходимо активизировать общение владельца с животным, объяснить, что без такого общения могут возникать проблемы. Здесь надо учитывать и личность владельца: одному достаточно сказать, что в реальной ситуации собака не будет его охранять, другому приходится что-то еще говорить. Самое интересное, что когда владелец начинает общаться с собакой, то оказывается, что ему это очень интересно и приятно. Занятно наблюдать за динамикой развития таких отношений. Когда владелец приходит на площадку, его отношение к собаке крайне пренебрежительное: тунеядец, только ходит и жрет. И вдруг выясняется, что есть какая-то работа, которую это животное умеет очень неплохо выполнять. Уважение владельца к собаке возрастает, собака становится для него интересной. Для собаки это тоже польза: владелец начинает осознавать ее потребности, ее жизнь приобретает определенный смысл и интерес.

Морда немецкой овчарки, фото фотография собаки

«Собака-автомат». Владельцы таких собак довольно часто занимаются дрессировкой (самостоятельно или с инструктором) и добиваются неплохих результатов.

Если посмотреть на западные методы дрессировки, то с таким подходом можно столкнуться очень часто. Независимо от квалификации инструктора процесс не основывается на понимании собакой своих действий. Такое отношение встречается и у некоторых наших дрессировщиков, которые оценивают собаку по теории условных рефлексов Павлова.

Результаты дрессировки при восприятии «собака-автомат» могут быть достаточно высокими, но для городской собаки, которая живет в качестве члена семьи, такая модель неприемлема. В этом случае (как и при схеме отношений «собака-ребенок») процессы, происходящие в голове у собаки, ускользают от внимания владельца, а потребности собаки просто не удовлетворяются.

Обучая «собаку-автомат» в условной ситуации и не учитывая, что она может эти условности прекрасно понимать, мы готовим собаку для площадки, для соревнований, а в реальных условиях она превращается в «вещь в себе». Например, если собака управляема «на автомате», без каких бы то ни было стимулов, то при незначительном изменении ситуации (например, собака всегда работала на поводке, а потом поводок сняли) она может не выполнять команду.

В плане взаимоотношений дрессировщика с владельцем этот тип отношений не столь проблемен, как первые три. Если человек относится к собаке, как к механизму, то он понимает, что механизм надо настраивать и регулировать. Сложность состоит в том, что такому владельцу приходится объяснять: эти «программы» гибкие, они изменяются в течение всей жизни собаки. Это не раз и навсегда заложенные схемы поведения, которые будут работать всегда и в любой ситуации. Необходимо объяснить такому владельцу, что собака может понимать какие-то вещи, что она является в определенной степени «самопрограммирующимся компьютером».

О дрессировке собак. Квалифицированный дрессировщик чем-то напоминает психолога: при знакомстве с парой «владелец-собака» он должен сразу оценить потребности владельца и вытекающий из них тип его восприятия собаки, спрогнозировать развитие взаимоотношений в паре «владелец-собака», определить потенциальные «подводные камни» на этом пути, возможность скорректировать отношение человека к собаке... Причем времени на это практически нет, а исправлять запущенные ошибки будет намного тяжелее, чем правильно обучать собаку и владельца с самого начала.

Если дрессировщик обладает опытом оценки собаки, то владелец, как правило, такого опыта не имеет. Поэтому если дрессировщик видит проблемы, то он должен каким-то образом информировать о них владельца. Напрямую об этом сказать не всегда возможно. Дрессировщик должен добиться изменения отношений между владельцем и собакой, чтобы предотвратить возникновение проблем в будущем.

Дрессировка собак - гибкий процесс, с какими-то шаблонами к нему подходить невозможно. Поэтому процесс обучения дрессировщика так долог: нужно несколько лет не просто побегать по площадке, но и набрать опыт понимания и обучения не только собак, но и их владельцев.

Мы должны отталкиваться не только от потребностей владельца и собаки, но и от того, что человек и собака живут в обществе, которое все-таки управляется людьми, а не собаками. Владельцы должны помнить, что помимо них есть и другие люди и собаки, рядом с которыми надо жить.

Отношения между владельцем и собакой необходимо привести в такую форму, которая обеспечит бесконфликтное существование этой своеобразной «семьи» и позволит человеку и животному получать максимум удовольствия от общения друг с другом.

Лекцию записал Алексей Захаров, журнал «Друг», 1997 - 9