Например, при повороте направо, за мгновение до поворота (при движении за шаг до поворота), но не одновременно вы подаете команду, совершаете поворот, и только затем помогаете собаке или принуждаете собаку занять правильное положение и хвалите ее. И при движении и при поворотах на месте не тащите за собой собаку как ослика, даже если вы слабее ее, целесообразнее управлять собакой рывками поводком или серией, пусть даже несильных, рывков.

Таким образом мы учим собаку по команде занимать нужное положение, необходимо научить ее и сохранять такое положение. Для этого после подачи команды, вы некоторое время совершаете разнообразные движения без повторения команды, но в нужное врем воздействуя на собаку при помощи отрицательного подкрепления, давая ей понять, что изменить данное положение она может только по альтернативной команде («Вперед!», «Гуляй!» и т. д.).

Немецкая овчарка рядом с хозяином, фото фотография собаки

В связи с тем, что такой способ дрессировки связан с отрицательными эмоциями, необходимо своевременно хвалить собаку при помощи ласковой интонации, оглаживания или лакомства.

И все-таки основная проблема возникает с величиной отрицательного подкрепления. Как правило, но не всегда, владельцы слабее своих собак, рывок, производимый ими, недостаточно силен и собака продолжает тянуть вперед или в стороны, не обращая внимания. То есть, команда не становится значимой для собаки. Если это так, пользуются: строгим ошейником, удавкой, хлыстом, прутом, электрическим ошейником или, соединяя поводок с ошейником через намордник, а то и захлестывая поводок за переднюю лапу, делают более болезненным воздействие на собаку.

Эффективней при отработке навыка в период ознакомления собаки с ним использовать пищевую мотивацию, затем, для упрочнения навыка, ввести отрицательное подкрепление, после чего вновь вернуться к положительному подкреплению, а поддерживать работоспособность собаки, используя оба подкрепления.

Очень важно вовремя прекратить оказание помощи собаке. Время от времени проверяйте степень усвоения собакой навыка: вместо того, чтобы сразу после команды помогать или принуждать, подождите самостоятельного движения собаки, и, если это случится, похвалите ее побольше. Длительно оказываемая помощь делает собаку пассивной и затягивает отработку навыка.

Особенно непростым бывает переход к работе без поводка. Если во время отработки навыка поводок был провисшим, то есть собака не ощущала давление ошейника, такой переход будет облегчен.

Для начала необходимо установить готовность собаки к работе без поводка. Если при движениях вам не приходится уже пользоваться подкреплениями, а поводок при этом сохраняется провисшим можно:
- сложив поводок положить его на собаку, так, чтобы в любой момент его можно было бы быстро схватить;
- положить поводок на землю и наступать на него в нужный момент;
- пристегнуть заблаговременно два поводка, а затем один демонстративно отстегнуть;
- если удастся, приобрести или изготовить и использовать радиофицированный электрический или ультразвуковой ошейники.

Если без поводка собака не подчиняется команде, подзовите ее любой другой командой, возьмите на поводок, и повторите урок. Очень важно не дать собаке возможность закрепить альтернативное поведение и оценить состояние - на поводке - без поводка.

Если в начале дрессировки вы старались отрабатывать навык в местах, где мало отвлекающих факторов, то со временем занимайтесь с собакой в людных местах, в присутствии собак, а то и кошек. При любых отвлечениях подается исполнительная команда (но не «Фу!») и следует рывок поводком, полезно, если он будет сильнее чем обычно.

Независимо от того, при помощи какого способа вы отрабатываете навык, со временем воспроизводимость его падает.

Владимир Гриценко