Однако описанная система прикрепления оглобель для повозки оказалась непригодной. Дело в том, что на спусках без торможения колес повозки сдерживающее усилие коренника будет приложено несимметрично и повозка будет накатываться левой стороной вправо, сбивая коренника к правому краю дороги. При этом коренник инстинктивно поворачивается вполоборота влево и повозка накатывается к левой стороне дороги и так далее, то есть идет зигзагами. Кроме того, всякий толчок в колесо, которое более удалено от оглобель, отражается более сильно на кореннике. На неровной местности эти толчки могут быть такими частыми и сильными, что сбивают коренника с направления (закачивают).

Две лошади запряжены в плуг, лошади пашут землю, фото фотография

Поэтому для дорог более целесообразно укрепление оглобель по обе стороны плоскости симметрии повозки. Но при этом тяга пристяжной лошади, действуя с одной лишь стороны повозки (левой), стремится повернуть повозку в сторону коренника (вправо), которому приходится, кроме производства тяги, еще постоянно сопротивляться этому надавливанию. В результате коренник не может тратить все развиваемое им усилие на движение повозки, и часть полезной работы теряется.

Для облегчения работы коренника пристяжную лошадь заставили тянуть несколько в сторону, а валек прикрепили к повозке впереди ее передней оси. В этом случае тяга пристяжной лошади уменьшает стремление к повороту и, следовательно, наваливание оглобель на коренника. В идеальном случае тяговое усилие пристяжной лошади надо направить через шкворень, то есть через вертикальную ось, проходящую по центру передней оси повозки (шкворень обеспечивает поворот передней оси колесной повозки). Правда, при этом тяга пристяжной лошади, используемая на движение повозки вперед, уменьшается. Такая припряжка пристяжной лошади обеспечивается натяжением привожжека и подбором длины чумбура. В результате голова пристяжной лошади оказывается отвернутой в сторону и вниз, то есть как бы завивается в кольцо, что выглядит очень эффектно.

Пристяжная лошадь могла располагаться с любой стороны коренника, но чаще находилась слева.

Две вороные лошади тянут телегу, фото фотография

Описанная несимметричная упряжка получила название парной упряжки «на отлет». Она быстро приобрела популярность в России, так как оказалась одновременно эффективной (резвой) и эффектной (изящной). На пристяжную седелку стали в качестве украшения ставить фигурную головку, а иногда применяли и специальные седелочные звонки с нежным мелодичным звоном. В городах стали часто применять такие щегольские упряжки, особенно с 20-х годов XIX века. Н.Лесков пишет об орловском губернаторе князе П.И.Трубецком: «А ездил князь большею частью по-русски, то есть парой, с пристяжной: рысак в корне и залихватский, в кольцо изогнувшийся скакун в пристяжке» (Н.С.Лесков. Умершее сословие. Из юношеских воспоминаний).

Лошадь в мире человека
Статья по теме Лошадь в мире человека

Для таких упряжек устраивали специальные состязания на резвость. Требовалась специальная выездка пристяжной лошади, что составляло весьма трудную задачу. Стройно согласованные движения - размашистая с высоким подъемом рысь рослого коренника и правильный размеренный галоп легкой пристяжной лошади - представляют вместе одно гармоническое целое.

В крестьянском обиходе парная упряжка «на отлет» также была широко распространена, причем в двух вариантах - рабочем и выездном (полуямском). Кроме того, парная упряжка «на отлет» применялась на почте, в полиции, извозчиками, пожарными, помещиками.

Русская парная запряжка явилась основой для русской тройки, о которой речь впереди.

Источник: Анатолий Ганулич, «Охота» 1998 - 4