Парные упряжки бывают двух типов - дышловая и русская (оглобельная). Дышловая парная упряжка пришла на Русь с Запада после польско-литовского нашествия в начале XVII века. Теперь она применяется главным образом в западной и южной России, а также во многих российских городах. Оглобельная русская парная упряжка появилась значительно раньше. Она применялась в центральной России, была в свое время весьма популярна, но теперь практически исчезла. Вот об этой упряжке, имеющей историческое значение, и пойдет речь.

Две белые лошади впряженные в сани, фото фотография

Основу русской парной упряжки составляет русская одиночная упряжка, главными частями которой являются хомут с гужами, пара оглобель и дуга. Русская парная упряжка возникла в русском крестьянском хозяйстве для пахоты. Одна лошадь свободно тянула соху или даже косулю (легкий плуг). Однако для тяжелого плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяги одной лошади оказалось недостаточна. Для тяжелых плугов, распространенных в южной полосе страны, применялась преимущественно постромочная упряжка (двуконная, трехконная). Для более легких плугов, применяемых в средней полосе, употреблялась оглобельная упряжка, но с добавлением второй «лошадиной силы». Вторую лошадь стали припрягать к одноконной упряжке сбоку, обычно слева. При этом коренная лошадь (коренник) запрягается точно так же, как в одноконной упряжке. Другими словами, упряжка коренника является оглобельной дуговой. Упряжка же пристяжной лошади относится к числу постромочных бездуговых.

Пристяжная лошадь, прилагая усилие к своему хомуту, тянет повозку за пару постромок. Хомут пристяжной лошади не столь массивен, как у коренника, почему и называется иногда хомутиком. Вместо гужей на нем располагаются мочки (петли) из узкого ремня, к которым прикрепляются ременные или канатные постромки. Другими концами постромки надеваются с помощью петель на концы свободно поворачивающегося валька (деревянного бруска). Валек подвешивается своей серединой на крюк ваги, которая укреплена неподвижно поперек передней части плуга или повозки. Довольно часто вместо хомутика использовалась шорка, состоящая из двух широких ремней с подкладками - грудного и плечевого (шейного), соединенных двумя металлическими кольцами, к которым пристегиваются постромки, и двумя поддерживающимися косыми ремнями. Понятно, что пристяжная лошадь только тянет плуг или повозку и, в отличие от коренника, не участвует в изменении направления движения и торможения.

Две лошади запряженные в телегу, фото фотография

Иногда на спину пристяжной лошади с помощью подпруги ставят пристяжную седелку, называемую также пристяжным троком. Она не несет такой нагрузки, как седелка коренника, и предназначена лишь для поддержки привожжека (одиночной вожжи), необходимого для управления пристяжной лошадью, и правой постромки. На пристяжной подпруге слева имеется металлическое кольцо (для пропускания привожжека), а справа - ременная петля (для пропускания постромки).

Пристяжная шлея отличается главным образом тем, что вместо мочек для оглобель имеет с каждой стороны карманы или мочки для постромок.

Использование лошадей под вьюком

Пристяжная узда почти не отличается от узды коренника. Вместо вожжей применяется упоминавшийся привожжек. Один конец его пристегивается к левому (наружному) кольцу удил, а другой держит в руках пахарь или возница. К правому (внутреннему) кольцу крепится особый ремень под названием чумбур, играющий роль поводка. Чумбур предназначен для привязывания пристяжной лошади к левой оглобле коренника, а на стоянках - для привязывания пристяжной лошади к неподвижному предмету (столбу и т.п.).

При пахоте коренник шел по вспаханному полю (борозде), а пристяжная лошадь - по целине. Так как плуг отваливает земляной пласт вправо (на борозду), то пристяжная лошадь припрягалась слева. Пахарь шел за плугом по второй борозде. Чтобы сделать тягу симметричной, оглобли располагали с одной, правой, стороны плоскости симметрии плуга, а постромки - слева.

Вслед за парной сельскохозяйственной упряжкой стала применяться и парная ездовая упряжка, известная по крайней мере с самого начала XVIII века.