В последнее время, пролистывая каталоги с выставок или проглядывая фотографии собак в журналах, нередко около одной клички рядом со словом "владелец" можно встретить две фамилии. Да, действительно, у одной собаки - два владельца или как сейчас принято их называть - совладельцы. Многие неопытные собаководы спрашивают: "Это как, собака один день живет у одного, а второй день у другого?" Нет, совладение, это нечто иное. Это способ достижения заветной цели многих любителей собак - быть хозяином чемпиона.

Совладение - это совместное впадение какой-либо собственностью. В данном случае речь идет о собаке. Осуществляться это может по-разному.

Евразиер (Ойразир), фото фотография собаки

1. Собака взята в аренду из другой страны или города. Здесь все просто и понятно. Практика аренды лет пять как распространена в нашей стране. Чемпионы, уже достигшие успеха в выставочной карьере, приезжают к новому владельцу для племенного использования на разный срок, обычно от полугода до двух лет. Условия аренды в каждом конкретном случае разные и сильно зависят от владельца собаки, человека, который ее вырастил и сделал чемпионом. Задача совладельца (его правильнее в этом случае называть "арендатором") содержать собаку в добром здравии, упрочить ее успехи на выставочном ринге и четко соблюдать условия совладения.

2. Собака приобретается в складчину из-за ее высокой цены. Многим из нас хотелось бы привезти собаку из-за границы, из лучшего питомника по породе. Но собака там стоит очень дорого (вернее, для многих в нашей стране зарубежные цены на собак очень высоки, особенно в сравнении с отечественными). И двое (а то и трое) друзей "скидываются на щенка". В таком случае собака обычно живет у одного из них, а остальные получают право на одного-трех щенков (или часть дохода от племенного использования собаки). Расходы на содержание и выставки делятся по предварительной договоренности, в зависимости от участия "подельщиков" в деле не только деньгами, но и вниманием к щенку, его проблемам, выставочной подготовке.

3. Собака живет у одного человека (владельца), который ее любит и о ней заботится, а ее подготовкой к выставкам занимается другой человек (совладелец).

Этот вариант совладения и является на сегодняшний день самым распространенным. Суть дела здесь в том, что один хочет держать в доме чемпиона, но не умеет ею вырастить, а другой умеет, но не хочет держать в доме еще одну собаку (даже очень хорошую, - квартира-то не резиновая).

Щенок босерона, фото фотография собаки

При этой форме совладения хотя бы один из совладельцев - профессионал, человек долгое время занимающийся собаками. Собаководство для него уже не хобби, а способ жизни. Профессионалы одновременно опытные заводчики, парикмахеры собак, хендлеры, дрессировщики, зачастую эксперты. К тому же, "профи" люди честолюбивые, их успех - это успех их питомцев. Из этого легко можно сделать вывод чем больше подопечных тем больше успех. Но при стесненных жилищных условиях нет возможности держать столько собак, сколько бы хотелось. Да и прокормить, и выгулять большое количество животных представляется затруднительным. Поэтому профессионалам необходимы помощники - люди, у которых могли бы жить эти собаки.

Практика совладения выгодна обоим. Новичок получает возможность стать хозяином очень красивого животного, которое он просто не смог бы приобрести самостоятельно (для покупки такой собаки нужны не только деньги, но и "связи"). Собаку необходимо оттренировать для показа, красиво подготовить шерсть, грамотно выставить. Кроме того, опытный совладелец поможет с прививками, посоветует с кормлением, позаботится о дрессировке. Отдельного внимания заслуживает упоминание о рекламе. Уже одно известное имя совладельца много значит для популярности собаки поскольку в совладение берут только высокопородных животных. К собаке, принадлежащей "профи", собаководы проявляют значительно больше внимания, а значит у кобеля будет регулярная племенная загрузка, а щенков от суки можно будет гораздо быстрее и выгоднее продать. К тому же, опыт и знания совладельца помогут и здесь - он лучше знает специфику "собачьей" рекламы. В этом варианте совладельца-профессионала можно было бы назвать "продюсером" собаки, человеком, делающем ей выставочную карьеру (как Барри Алибасов у группы "На-На").