Северные олуши, известные своей прожорливостью, избегают «браконьерства» в охотничьих угодьях своих соседей, так как ловля рыбы в таких участках океана является математически невыгодной для них из-за преимущества в скорости доступа к добыче у их законных «хозяев», заявляют орнитологи.

«Главный шанс олуши получить добычу - отслеживать косяки рыбы, которые всплывают к поверхности воды в те времена, когда их преследуют киты или дельфины. Когда птицы начинают нырять и кормиться, рыба погружается под воду. И если птица хочет поесть, она должна быть одним из первых «ныряльщиков». Здесь в дело вступает математика - если олуша «браконьерствует», то «хозяева» участка имеют больше шансов быть первыми», - заявил Эван Уэйкфилд из университета Лидса (Великобритания).

Северная олуша (Morus bassanus), фото фотография птицы

Уэйкфилд и его коллеги обнаружили необычную форму территориальности у северных олушей (Morus bassanus), наблюдая за охотничьими маршрутами птиц из 12 соседних колоний, гнездящихся на берегах ирландских островов Скеллиг. Здесь гнездятся свыше 26 тысяч пар олушей, что делает эти острова одним из самых крупных гнездовий олушей в мире.

Авторы статьи поймали около двух сотен взрослых птиц и прикрепили к ним портативные GPS-датчики, позволявшие отслеживать маршруты движения олушей над водами Атлантического океана. Ученые несколько месяцев наблюдали за полетами птиц, после чего составили карты их охотничьих угодий.

К удивлению биологов, маршруты олушей из разных колоний практически не пересекались - число «встреч» между ними было в 17 раз меньше ожидаемого. Это означает, что птицы знали границы охотничьих угодий своих соседей и не пытались «браконьерствовать» в них. Причиной этого было не взаимное уважение, а математические расчеты - «браконьеры» ставили себя в заведомо невыгодное положение, если пытались охотиться на чужой территории. Ученые полагают, что аналогичные принципы могут управлять скрытой территориальностью и других видов животных.

Источник: http://ria.ru/