Итак, обстановка благоприятствует, однако перед тем, как идти обедать, вы выбираете вполне определенное место обеда, отсеивая непригодные варианты. Иными словами, из нескольких возможных решений вы принимаете единственное, как вам кажется, правильное. На этом этапе вы уже заранее предвидите конечный результат своего обеденного похода: у вас есть модель будущего результата поведения. Это предвидение обеспечивается специфическим механизмом, так называемым акцептором результата действия. Акцептор результата действия позволяет с опережением во времени предвосхищать успех или неуспех задуманного поступка, исправлять поведение по ходу, а также сличать предполагаемый (модельный) результат с реально полученным.

Скажем, перед тем как пойти поесть, вы с высокой точностью предусматриваете все возможные варианты обедов и их качество в том или ином предприятии питания, а при движении в столовую осуществляете коррекцию своих действий и целенаправленно меняете место обеда. Попав в кафе «Орленок», вы отбираете блюда, оцениваете их вкусовые качества, внешний вид, а после обеда - степень своей сытости. В том случае, если голод не утолен, вы производите дополнительные действия, позволяющие достигнуть конечного результата, то есть полностью насытиться. Именно на этих этапах реализации поведения наиболее активно функционирует механизм предвидения его результата.

Английский бульдог, фото фотография собаки

Исходя из концепции К. В. Судакова, целостное поведение человека и животных можно подразделить на отдельные структурные единицы - «квант». Каждый «квант» формируется доминирующей потребностью организма и завершается при большем или меньшем ее удовлетворении.

В основе «кванта» поведения лежат уже знакомые нам принципы организации функциональной системы. Поведенческая деятельность собаки также состоит из «квантов». Поведенческий «квант» в процессе дрессировки, по-видимому, будет соответствовать одной реализации навыка.

Навыком называется определенная последовательность действий собаки, позволяющая ей с высокой вероятностью достигать положительного результата (то есть частичного или полного удовлетворения потребности). Например, прыгнув по команде, собака получает кусочек пищи, то есть частично удовлетворяет потребность в пище.

Итак, на простом примере пищедобывательного поведения мы рассмотрели основные закономерности, лежащие в основе любой целенаправленной деятельности, нашей с вами в том числе. Можно ли провести какую-либо аналогию между поведением дрессировщика и его собаки? Какие общие законы лежат в их основе? Попытаемся ответить на эти и заданные раньше вопросы, проанализировав пищевое поведение собаки во время, дрессировки при обучении ее навыку апортировки (подноски предметов).

Для того чтобы собака подносила предметы, ей необходимо испытывать в этом определенную потребность (интерес). Навык апортировки может быть выработан на базе различных потребностей животного: в пище, игре, самосохранении.

Например, мы с вами решили обучать собаку, используя ее потребность в пище. При каких условиях нам это удается? Во-первых, если мы сможем заинтересовать собаку, объяснив ей, что, подав апортировочный предмет в руки владельца, она обязательно получит лакомый кусочек; во-вторых, если создадим такие условия, в которых пищевая мотивация станет доминирующей. Чтобы добиться этого, мы организуем кормление собаки так, что основную часть своего рациона она будет получать во время работы. Именно это позволит нам объяснить собаке, что для того чтобы получить пищу, нужно работать, и что, выполняя требуемую работу, можно насытиться.

При соблюдении этих условий пищевая потребность легко трансформируется в пищевую мотивацию. А мотивация, в свою очередь, активизирует в памяти животного то, что связано с процессом его обучении навыку подноски предметов и удовлетворения при этом пищевой потребности.

Предположим, что дрессируемая нами собака имеет незначительный опыт обучения апортировке и оттого не всегда точно и умело подает предмет непосредственно в руки владельца. Однако делает она это с большим желанием. Увидев палку в руках дрессировщика, собака внимательно наблюдает за его движениями, ожидая команды «Апорт», взмаха рукой и броска предмета (в нашем случае она ведет себя так потому, что хочет есть). Одновременно с этим она оценивает и окружающую обстановку. Знание обстановки необходимо собаке для того, чтобы с опережением во времени «планировать» свою деятельность, в том числе и пищевое поведение. Например, в том случае, если дрессировщик забыл взять с собой на занятия пищу или на дрессировочной площадке находятся «враги» обучаемой собаки, то отработка навыка апортировки на базе пищевой мотивации вряд ли будет возможна.

Но вот дрессировщик взмахнул палкой и подал команду «Апорт»; собака, наблюдая за движением его руки еще до того, как полетит палка, определяет направление и дальность броска, то есть мгновенно оценивает характер обстановочных стимулов (направление, силу взмаха). Взмах руки и команда в данном случае являются санкционирующими («разрешающими») стимулами, поэтому сразу после броска собака стремительно бежит к палке... Пока она подбегает к ней, вспомним, как вы выбирали место обеда, перебирая в уме возможные варианты. Примерно таким же образом, но только очень быстро, собака из нескольких программ поведения выбирает одну и принимает единственное решение из нескольких возможных (ведь направлений бега может быть много). Место падения палки собака определяет, используя свою способность к экстраполяции направления заранее, то есть у нее, как и у нас с вами, имеется аппарат предвидения результата поведения - акцептор результата действия.