Томас Робертс и Ричард Марш, зоологи из Университета Брауна (США), много лет занимавшиеся способами передвижения животных, были немало удивлены, когда обнаружили в «Книге рекордов Гиннесса», что американская лягушка-бык может за один раз прыгнуть на 2,1 м. Рекорд этот был поставлен в 1986 году на лягушачьих соревнованиях в округе Калаверас (США).

Изумление же исследователей было связано с тем, что, если верить научным статьям, лягушка-бык (Lithobates catesbeianus) способна прыгать лишь на 1,3 м. И если это предел, то, выходит, лягушки могут преодолеть такое расстояние, полагаясь только на силу мышц, без каких-либо дополнительных анатомических хитростей. Но если они действительно прыгают дальше, то тут не обойтись без растягивающихся эластичных сухожилий. Многие лягушки полагаются на такие «резиновые» сухожилия, но не лягушки-быки: считается, что в ходе эволюции они, отказавшись от такого прыжкового способа, взамен стали лучше плавать.

Лягушачьи соревнования в Калаверасе проходят с 1893 года. Почти за 30 лет до этого Марк Твен написал рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» - и, похоже, жители округа в итоге воплотили писательскую фантазию в жизнь. Туда-то и отправились учёные, чтобы понять, кто тут прав - наука или «Книга рекордов». Зоологи взяли видеокамеру, чтобы записывать происходящее, однако, как особо подчёркивается, в ход соревнований они не вмешивались и вообще не выходили на стадион, где прыгали лягушки, - снимая поведение амфибий (и их хозяев) со зрительских мест.

В статье сообщается, что соревнующиеся лягушки с лёгкостью побивали тех, кто прыгал в лаборатории. Из более чем 3124 лягушачьих прыжков 1804 превысили лучший лабораторный результат. А одна из амфибий и вовсе сиганула на 2,2 м!

Лягушка-бык (Lithobates catesbeianus), фото фотография амфибии

При этом исследователи отмечают, что самые впечатляющие показатели были у лягушек, принадлежащих бывалым тренерам, которые участвуют в этом мероприятии каждый год и начинают работать с амфибиями ещё до соревнований. Зоологам удалось подсмотреть некоторые «секреты»: так, «тренер» старался замотивировать свою амфибию прыгнуть как можно дальше, в буквальном смысле прыгая вслед за ней и крича на неё. Зрелище не для слабонервных, но, вероятно, такое поведение имитировало нападение хищника: лягушки пугались и старались изо всех сил.

Стоит также заметить, что в соревнованиях участвовали самые обычные особи, выловленные в дельте рек Сакраменто и Сан-Хоакин, а не какая-то специальная порода лягушки-быка. То есть имеет смысл говорить скорее о совершенствовании техники тренеров: лягушек держат в тепле, растирают им ноги и перед соревнованием, роняют их с небольшой высоты на стартовую подушечку, чтобы мобилизовать мышцы амфибий. Ну, а о мотивации во время прыжка мы уже упоминали.

Всё это попахивает Шнобелевской премией, однако, перефразируя формулировку последней, работа Томаса Робертса, Ричарда Марша и их коллег заставляет больше задуматься, нежели засмеяться. Все научные рассуждения о локомоторной механике и её эволюции, сравнительно-анатомические исследования и т. п. так или иначе опираются на экспериментальные данные о физических возможностях того или иного животного - и возникает вопрос, чего тогда стоят такие рассуждения. Что же до лягушек-быков, то они, возможно, всё же используют лягушачье ноу-хау с растягивающимися сухожилиями.

Словом, получается, что зоологам не следует слишком уж полагаться на собственные опыты: экспериментальные результаты хорошо бы поверять наблюдениями за животными в их естественной среде (хотя стоит признать, что соревнования по прыжкам не слишком естественное занятие для лягушек). Кстати, на эту работу уже обратили внимание те, кто занимается ящерицами. Возможно, с беспокойством говорят учёные, лабораторные спринтерские достижения этих стремительных рептилий намного ниже того, на что они способны на воле.

Кирилл Стасевич
Источник: http://compulenta.computerra.ru/