Ученые из Массачусетского университета в Амхерсте (США) объяснили разницу отношения к человеку собаки и волка - генетически близких родственников, тем различием сенсорного опыта, который переживают домашние щенки и маленькие волчата в момент своей социализации.

В своей статье американские ученые отмечают тот факт, что волчата и щенки начинают познавать различные впечатления приблизительно в одно и тоже время. Запахи им становятся доступными в двухнедельном возрасте, звуки - через четыре недели после рождения, а видеть те и другие начинают на шестой неделе своей жизни.

Однако есть и различия, а именно - период социализации. У щенков, только домашних, период знакомства с окружающей средой начинается в конце первого месяца жизни. Поэтому поведение их в это время можно охарактеризовать одним словом - любопытство. Щенки без особой робости, используя запахи, звуки и зрительную картинку, исследуют окружающий их мир. Поэтому, когда этот период у собак заканчивается, то они на всю жизнь сохраняют в своем сознании то дружеское отношение с внешним миром - хозяином, домашними животными и окружающей их обстановкой, которое установилось у них в период социализации.

Волк (Canis lupus), фото хищники фотография

Волки начинают постигать окружающий их мир гораздо раньше - в двухнедельном возрасте. Волчата в это время еще глухи и слепы, поэтому с окружающим их миром они знакомятся при помощи носа. Когда же у них появляются первые звуковые и световые ощущения, волки испытывают большую тревогу и недоверие к внешней среде. Иными словами, волчата рано начинают познавать мир и быстро заканчивают его исследование, поэтому не могут обрасти крепкими социальными связями и относится к окружающей их среде с беспечностью домашних щенков.

Поэтому, делают вывод ученые, владельцу собаки, если он конечно хочет, чтобы его питомец был от него «без ума», нужно заниматься ее воспитанием с четырехнедельного возраста и до конца исследовательского периода. Самое интересное, что, по мнению ученых, и волка можно превратить в обыкновенную собаку, но при единственном условии - воспитывать слепого и глухого волчонка с двухнедельного возраста и, что естественно, без его матери-волчицы.

Еще одним важным выводом американских ученых стало то, что данные этого исследования наглядно доказывают тот факт, что общий набор генов не так важен, как их управление. Другими словами неважно какие гены работают, важна последовательность их включения.

Ю. Орлов
Источник: http://www.eurosmi.ru/