Давным-давно, когда ель, сосна и кедр ещё сбрасывали на зиму свой зелёный наряд, жили у подножия белой горы в юрте, покрытой сеном, двое детей — мальчик и девочка. Не было у них ни отца, ни матери. Мальчик был младший, и звали его Ак Кёбек. А сестру — Сой-пелек. Кормились они как белки: летом — ягодами, грибами и орехами, которые собирали в тайге, а зимой — чем удалось запастись летом.

Когда мальчик подрос, сестра смастерила ему лук из таволожника и своей косички, которую она отрезала, чтобы ссучить тетиву. Стрелы сделала из тальника. И мальчик начал ходить на охоту.

Однажды отправляется Ак Кёбек в тайгу. Идёт по тропе, по сторонам поглядывает. Вдруг видит: сидит под большим кедром заяц, уши прижал. А на зайце маленькое серебряное седло. Удивился мальчик: «Кто на зайце ездит? Кто его оседлал?!»

Заяц кинулся к мальчику:
Соболь поймал моего хозяина, утащить хочет! Спаси!

Побежал мальчик по тропе. Смотрит: тащит соболь по земле маленького человечка. Упирается человечек, хочет вырваться. Да где ему — ростом он с белку! Натянул Ак Кёбек свой лук из таволожника и косички, пустил оперённую орлиным пером стрелу. Вонзилась стрела в землю рядом с соболем. Испугался соболь, выпустил из когтей человечка и убежал. Поднялся человечек на ноги и говорит:
— Спасибо, молодой охотник! Ты спас меня от гибели!

Ак Кёбек спрашивает его:
— Кто ты такой? Какого народа сын? Я никогда не видел таких, как ты.



Человечек ему ответил:
— Я сын маленького лесного народа. Мы живём в тайге и ездим на зайцах. Соболь, которого ты прогнал, — наш враг. Он подстерегает нас, когда мы приезжаем к кедру собирать шишки. Скажи, чем отблагодарить тебя? Хочешь, привезу орехов и грибов? Вам с сестрой хватит на всю зиму.

— Не нужно! Мы сами собираем.

Маленькие человечки привезли живую воду, рисунок иллюстрация к сказке
— Тогда возвращайся в свой улус и жди. Ты спас меня, и за это мой народ отплатит добром. Мы привезём тебе в подарок живую воду.

Подбежал тут заяц с серебряным седлом на спине, маленький человечек вскочил на зайца и ускакал.

Вернулся Ак Кёбек в свое селение, в улус, и рассказал обо всём случившемся сестре. Подивилась Сой-пелек:
— Должно быть, они и вправду привезут живую воду. Но ты вернулся с пустыми руками, а наш котёл тоже пуст. Сходил бы ты пока на охоту. Ведь они, наверное, приедут не скоро.

Отправился Ак Кёбек снова в тайгу. А сестра пошла и рассказала обо всём другим женщинам в улусе. Те не поверили и стали смеяться:
— Выдумки лентяя! Просто ему захотелось вернуться, вот он и выдумал эту историю. Видно, ему больше нравится сидеть в юрте да есть саламат, чем охотиться в тайге. Где это слыхано, чтобы люди ездили на зайцах!

Обидно стало Сой-пелек за брата. Вернулась она в свою юрту и занялась делами. А сама всё время поглядывает на тропинку, ведущую в лес. Поджидает Ак Кёбек с охоты и маленьких человечков, которые должны привезти живую воду.

И вот на тропе показался заяц. На его спине, в серебряном седле, сидел маленький человечек. В руках бережно держал торсук из глины с живой водой. За ним, тоже верхом на зайцах, ехали другие такие же, как он, человечки. Обрадовалась Сой-пелек: «Нет, не обманул Ак Кёбек! Правду сказал: человечки привезли живую воду!»

Другие женщины тоже заметили их и стали смеяться:
— Нет, вы только поглядите! Каковы! И каковы под ними кони! А у переднего что в торсуке? Вода из ручья?!

Услышав такие слова, обиделся маленький народ:
— Здесь смеются над нами и над нашим подарком. Значит, не нужна им живая вода!

И повернули обратно, к лесу. А маленький человечек от обиды выплеснул из торсука живую воду на деревья. Попала она на ель, сосну и кедр.

С тех пор не сбрасывают ель, сосна и кедр на зиму свой зелёный наряд. Так и стоят круглый год.

Пересказал В. Гуров
Рисунок С. Белого