Серия наблюдений и экспериментов убедила ученых в том, что общественным животным хорошо знакомо такое понятие, как справедливость. Кроме того, они считают, что у братьев наших меньших присутствуют такие понятия, как мораль и нравственность. Стало понятно, что между людьми и животными остается все меньше принципиальных поведенческих различий.

В YouTube по запросу «guilty dog» можно найти массу видео, где собаки, кажется, искренне раскаиваются, когда хозяева ругают их за те или иные провинности: бровки домиком, жалобный взгляд и выражение глубочайшего сожаления на физиономии: А что это на самом деле? Разыгрывание перед хозяином спектакля «Собаке стыдно» или же реальные переживания?

Ученые-этологи, занимающиеся вопросами инстинктов и поведения животных, на протяжении долгих лет утверждали, что понятия морали животным неизвестны. Проще говоря, они не могут отличать зло от добра. В последнее время правда, эта позиция пошатнулась. «Раньше люди проводили четкое разграничение между своим поведением и поведением животных. Но сегодня у нас все больше научных доказательств того, что мораль и животные - понятия совместимые», - говорит этолог Марк Бекофф.

Серый, или обыкновенный волк (Canis lupus), фото новости о животных фотография хищники

Бекофф - почетный профессор экологии и эволюционной биологии Университета Колорадо и один из основателей движения «Этологи за этическое обращение с животными». Его обширные исследования натолкнули его на мысль о том, что мораль - это черта характера, а не система, созданная людьми, и что в истории млекопитающих она также имеет место быть. До сих пор нравственные стороны поведения животных практически не изучались, но Бекофф считает, что млекопитающие все же с ними знакомы.

Большая часть исследований Бекоффа касается волков и койотов. И те, и другие живут стаями, в которых поведение каждого из членов регулируется строгими правилами. Этолог наблюдал альтруизм, терпимость, прощение, установление справедливости, взаимные чувства - и все это, по его словам, лучше всего заметно, когда животные играют друг с другом.

Именно в игре псовые с самого раннего возраста обучаются социальным кодексам поведения. Приглашая друг друга порезвиться, они принимают игровую позу: передние лапы лежат на земле, задние стоят. Даже если эта поза сопровождается агрессивными действиями, такими, как рычание и оскаливание зубов, поза не оставляет сомнений в игривых намерениях собаки. Во время игры доминирующие члены стаи будут давать возможность более слабым товарищам поменяться ролями, позволяя им опрокинуть себя на спину и стать ненадолго царем горы. Если один из «игроков» прихватит другого зубами чересчур сильно, он сразу же извинится, снова приняв игровую позу.

Нарушение этих правил ведет к применению силы - волки и койоты неукоснительно соблюдают игровой регламент. «Мошенники» сталкиваются с неприятными последствиями: остальные члены стаи прекращают общаться с ним, а то и вовсе изгоняют из стаи, так что нечестных игроков, как правило, ждет ранняя смерть - преимуществами стайного «соцпакета» они пользоваться больше не могут.

Поскольку собаки произошли от волков, они по сей день разделяют волчьи понятия о справедливости. «У них есть чувство правильного и неправильного. Это можно заметить, когда собаки играют в парке. Если одна собака просит другую поиграть с ней - даже если она больше и сильнее - она ведет себя честно, а именно - играет. Она понимает, что было бы несправедливо сначала пригласить поиграть, а потом напасть на своего визави или начать с ним спариваться», - поясняет Бекофф.

Эксперимент сотрудников Венского университета доказал наличие у собак чувства справедливости. Если у пса просили лапу, он с радостью подавал ее вне зависимости от того, следовало за этим поощрение угощением или нет. Однако энтузиазм у собаки иссякал, если она видела, что другим за тот же трюк дают еду, а ей - нет. Обиженные собаки сразу же начинали проявлять признаки стресса - скрести пол, почесываться или нервно облизываться. Исследователи утверждают, что это не только сожаление о недошедшем до собачьего рта угощении, но и переживание из-за несправедливости.

Понятие морали присуще не только собакам, но и китам, воронам, летучим мышам, слонам, шимпанзе и даже грызунам. Так, в экспериментах голодные крысы отказывались от еды, если знали, что за предложенный им корм другие крысы подвергнутся удару током. Представления о диких животных, как о безжалостных и жестоких созданиях, в корне ложны, говорит Бекофф: «Все исследования относительно приматов и других млекопитающих показывают, что в 90-95% случаев их поведение не выходит за рамки приемлемого. Агрессию и насилие на самом деле редко когда можно увидеть».

Николас Додман, специалист по поведению животных в школе ветеринарной медицины Университета Тафтса, так же, как и Бекофф, считает, что собаки способны испытывает чувство вины, но сомневается в наличии у них представлений о морали. «Возможно, разорив в запале мусорное ведро, собака, остыв, подумает: «О боже, какой беспорядок, моему хозяину это не понравится, мне влетит». Так что да, их чувства во многом схожи с нашими. Но можно ли экстраполировать это на мораль - уже другой вопрос».

Источник: http://novolitika.ru/, 14.12.2011