Многие животные питаются добычей, которую надо грызть и раскусывать, - это орехи, улитки, особо прочные членистоногие и т. д. У грызущих и кусающих хищников мы обычно обращаем внимание на максимальную силу укуса. Однако животные далеко не всегда используют свои кусающие мощности на всю катушку. Как выяснили зоологи из Университета Брауна (США), сила укуса обычно зависит от размера добычи, то есть от того, насколько сильно придётся растянуть челюстные мышцы.

Для своих опытов исследователи взяли трёх чёрных амуров, питающихся моллюсками, и приучили их хватать вместо улиток специальные керамические трубки. Эти трубки походили на добычу и позволяли оценивать силу челюстей за счёт полиуретанового покрытия. Кроме того, учёные вживили в мышцы рыб крохотные металлические шарики, чтобы за работой челюстей можно было следить с помощью рентгеновских лучей. Но и это не всё: после эксперимента с живыми рыбами зоологи поставили опыт с челюстными мышцами, заставляя их сокращаться и непосредственно измеряя силу укуса. Использовалась даже трёхмерная компьютерная модель черепа рыбы.

Акула, поймавшая птицу добычу, фото  рыбы фотография

В своей статье учёные пишут, что максимальной силы челюсти достигали при каком-то определённом, среднем размере добычи. Если предмет во рту оказывался больше или меньше, укус слабел. Например, если размер трубки был 85% или 115% от оптимального, сила хватки рыб падала вдвое.

Это приводит к парадоксальному, на первый взгляд, результату: рыба может разгрызть более крупный и крепкий предмет, но пасует перед мелким. Однако с точки зрения анатомии и физиологии никакого парадокса тут нет. Чтобы развить максимальную силу, мышцы должны растягиваться на определённую величину, не больше и не меньше. То есть, если акула, например, до отказа раскрывает пасть, это не значит, что она сможет укусить со всей силы (с другой стороны, тому, за кем она гонится, это вряд ли послужит утешением).

С точки зрения экологии тут всё тоже исключительно разумно. Если мелкие (молодые) и крупные (старые) хищники будут претендовать на одну и ту же добычу, они не лишат друг друга пищи: большие хищники, может, и хотели бы съесть всех улиток, но раскусить они могут только крупных, а потому небольшие моллюски останутся для молодых особей. Такая же закономерность, скорее всего, работает и у других хищников, включая человека, однако современные мы, к счастью, не так уж зависим от силы собственных челюстей, чтобы это можно было заметить.

Кирилл Стасевич
Источник: http://compulenta.computerra.ru/