В таком случае надо рекомендовать следующие упражнения: раздвигание ног в стороны и стойка с раздвинутыми ногами. Это помогает растянуть внутренние мышцы бедер, сделает их более эластичными. Но эти упражнения необходимо ежедневно и многократно повторять утром, днем и вечером.
Надо, однако, заметить, что только гимнастическими упражнениями невозможно отработать правильное положение шенкелей, поэтому всадник должен регулярно ездить на лошади. А пока частые упражнения на растяжение мышц не приведут к успеху, для занятия всадник должен выбирать себе лошадь с меньшим обхватом груди и желательно не тряскую.
С другими дефектами посадки - скованностью в бедрах и суставах конечностей, искривлением позвоночника или бедер - тоже следует бороться. Скованность суставов рук мешает всаднику, как и музыканту при игре на фортепьяно или скрипке. Но важно помнить, что эти ошибки нельзя устранить за то короткое время, пока всадник сидит в седле.
Если же начинающий всадник не будет следовать советам тренера, то эти недостатки скажутся на его посадке и управление лошадью будет затруднено. Именно затем я и обращаю внимание на то, что этому виду гимнастических упражнений часто уделяют слишком мало внимания.
Надо, однако, опасаться, что, исправляя названные дефекты, всадник перестанет чувствовать себя в седле свободно, раскрепощенно, что случается, и довольно часто, хотя многие полагают, что бояться этого не следует. Кажется, будто всаднику только стоит сказать о его недостатках, и он их исправит. На самом же деле иногда такие советы более вредны, чем кажется на первый взгляд. Не так уж редко исправления дефектов посадки в конце концов не что иное, как попытка втиснуть всадника в единожды выработанный стандарт, хотя чаще всего появляется другой, не менее неприятный дефект посадки - скованность всадника.
Положение тела всадника и его конечностей зависит от того, какое воздействие должны они оказать на лошадь. Поэтому посадка всадника оценивается не сама по себе, а только в совокупности с посылом и ощущением контакта с лошадью. Именно в такой взаимосвязи и нужно пытаться исправлять посадку. Сказанное нельзя истолковывать так, будто улучшить посадку легко; напротив, это очень трудно: когда всадник научится понимать лошадь и правильно на нее воздействовать, тогда он сможет выработать хорошую посадку.
Каждому элементу началу движения с места, переходу с шага на рысь, остановке, повороту, переходу с шага или рыси на галоп) должен предшествовать сбор лошади. При этом всадник обязан выпрямиться и воздействовать на лошадь шенкелями. Этим он улучшает свою посадку и одновременно чувствует, удалось ли ему собрать лошадь, выполнила ли она его требования.
Если сам всадник и его тренер каждый урок начинают именно так и делают все в такой последовательности, как говорится выше, то любое исправление посадки излишне.
Тренер - следит ли он за выполнением своей предварительной команды или за посадкой начинающего всадника - не всегда улавливает изменение посадки ученика. Но для всадника каждая команда диктует свои условия ее выполнения. Это уже говорит о многом.
С другой же стороны, любые команды, такие, как «выпрямиться», «сидеть прямо», «грудь вперед», вызывают у всадника скованность, поскольку его внимание направлено только на то, чтобы сидеть прямо. Всадник же должен научиться не только сидеть прямо, а правильно ездить верхом.
Источник: В. Мюзелер «Школа верховой езды», Перевод с немецкого Н. А. Савинкова.
Под общей редакцией профессора И. Ф. Бобылева. Москва «Прогресс», 1980