Персидский араб, или азиль (Persian arab horse, Asil horse) - древняя порода верховых лошадей, жившая в Персии (нынешний Иран) приблизительно 2500 лет до н.э. Считается, что персидский араб старше иорданского араба примерно на 1500 лет. Эту теорию доказывают кости лошадей, найденные в западном Иране. Они также доказывают то, что с доисторических времен внешний вид араба практически не изменился. В Хузестане (юго-запад Ирана), который до сих пор считается один из главных центров разведения персидских арабов, были найдены наскальные рисунки лошадей, возрастом более 5000 лет. Иранцы всегда утверждали, что они первыми одомашнили арабских лошадей, а персидский араб - одна из древнейших чистых арабских линий в мире.

Персы (иранцы) импортировали арабских лошадей из пустыни Негев, чтобы дополнить и улучшить своих лошадей; в соответствии с их происхождением полученное потомство называется Hoor, если оба родителя являются арабами, Beradi, если только мать арабка, и Hedijn, если только отец араб. В настоящее время иранцы называют своих арабов - асиль, что означает «чистокровный, подлинный».

Персидский араб, асиль, фото фотография лошади

Выращенный в умеренном климате, персидский араб крупнее, чем лошади, выращенные в пустыне. Южная область Ирана традиционно славилась выведением арабских лошадей, где было выведено множество штаммов. Правила селекции были всегда очень строгие, порода выводилась в чистоте. Обычно персидский араб имеет тот же экстерьер, что араб, но у него несколько более мощное телосложение. Это очень красивая, смелая верховая лошадь, элегантная, с красивыми движениями, резвая, энергичная и необыкновенно выносливая.

Список пород лошадей и пони от А до Я

Число персидских арабов сильно уменьшилось из-за африканской чумы, которая унесла жизни множества лошадей Ирана в 1950-х годах. Лошади всегда были необходимым средством передвижения бедуинов вплоть до прихода эры механизации, и лишь совсем недавно их начали использовать для спортивных целей, например, для состязаний арабских лошадей.

Персидский араб, асиль, фото фотография лошади

Высота персидского араба от 145 до 153 см. Масть серая, гнедая рыжая или вороная.

У него типичная для араба голова; широкий лоб; большие выразительные глаза; «щучий» профиль; маленькими остроконечные уши; туловище компактное и мускулистое; шея изогнутая; грудь широкая и глубокая; короткая сильная спина; округлый круп; сильные копыта; хвост посажен и несется высоко, как флаг.

До сих пор существуют споры о происхождении и родине арабских лошадей, ниже мы приводим цитаты из Эдвард Алдахда, 2007, «Al Khamsa Arabians III».

Бедуины являются единственными оригинальными заводчиками арабских лошадей. Другими словами, все остальные, у которых были аравийские лошади, либо получали своих лошадей или предков своих лошадей непосредственно от бедуинов, либо от кого-то, кто получал их от бедуинов и так далее. И наоборот, арабские лошади - единственные лошади, когда-либо разводимые бедуинами (до недавнего времени).

Персидский араб, асиль, фото фотография лошади

Лошади других, не бедуинских кочевых или полукочевых популяций (туркмены, курды, луры, чеченцы, черкесы и т. д.), которые проживали в северных и северо-восточных окраинах района, охватываемого миграцией бедуинов, известны как «хаджин», арабский термин означающий «иностранный» или «смешанный с иностранным».

Так что же делает лошадь арабской? Три стандарта:

Первый стандарт: Асала

Прежде всего, понятие «асала» означает одновременно «подлинность» и «чистота». Термин «асиль» применительно к аравийской лошади означает - чистокровный» или «подлинный». Этот стандарт настолько важен, что почти полностью совпадает с понятием «аравийская лошадь» в той степени, в которой говорят или пишут «асил арабский». Для бедуинов термины «асил» и «аравийский» применительно к их лошадям эквивалентны, потому что для них не существует такого понятия, как асиль, не являющийся асилом, или тот, который «немного» асил. В глазах бедуинов лошадь, не являющаяся асилом, просто не арабка. Это «кадиш», арабское разговорное слово «дворняга».

Персидский араб, асиль, фото фотография лошади

Второе фундаментальное отличие состоит в том, что на Западе «чистая» порода может быть «создана» человеком, в частности, путем введения чужеродной крови в местные расы, что приводит к улучшению существующих качеств этих рас и развитию из новых - как это было в случае с созданием английской чистокровной. Подразумевается, что на Западе генофонд данной породы следует тенденции расширения, о чем свидетельствует непрерывное добавление чужеродной крови для улучшения породы, пока последняя не будет зарегистрирована в закрытой племенной книге, которая затем станет гарантом чистоты. Более того, регистрация племенных книг часто становится синонимом чистокровного статуса, как в случае определения (иначе логически ошибочного) определения Всемирной арабской лошадиной организации (WAHO) арабской лошади как лошади, указанной в племенной книге, принятой WAHO.

Самые популярные клички лошадей и пони

Напротив, бедуины утверждают, что чистая порода не может быть «создана» человеком, и ее первоначальные качества не могут быть даже «улучшены». Бедуины могут только «сохранять» и «поддерживать» породу в их роли хранителей. Сохранение чистоты, конечно, означает защиту конечного первоначального генофонда, составляющего арабскую породу, от возможного загрязнения в результате введения посторонних элементов, что может привести к необратимой потере кровных линий.

Персидский араб, асиль, фото фотография лошади

Второй стандарт: Расан

Но как бедуины узнают, является ли лошадь асилом-арабом? Это подводит нас ко второму из стандартов, которые делают арабского коня арабским в глазах бедуинов: понятие расан или «штамм». У каждого (азил) аравийца есть штамм, по которому его можно идентифицировать. Первый вопрос, который бедуин задаст другому бедуину о своей лошади: «Какой у него штамм?» Лошадь без штамма не может считаться частью арабского сообщества лошадей. Например, результатом скрещивания асилской кобылы из саклауской породы (штамма) с англо-арабской или туркменской лошадью является не «саклау», а «кадиш». Здесь не место обсуждать значение штаммов, ни процесс их образования, ни наличие связи между «деформацией» и «типом». Такие проблемы будут рассматриваться в других местах. Тем не менее, несколько слов о роли «деформаций» необходимы для целей этого обсуждения.

Штаммы, как правило, представляют собой совокупность названий (кухайлан, саклави, убайян, жахман и т. д.), которые составляют бедуинские средства идентификации лошади и отслеживания ее происхождения. Это поможет им решить, является ли лошадь асилом-арабом или нет. Штаммы очень похожи на фамилии людей и служат той же цели. Единственное отличие состоит в том, что у лошадей штаммы передаются через кобылу, а в большинстве современных обществ фамилии людей передаются через отца. Гипотеза о причине, по которой бедуины решили, что штаммы должны передаваться через кобыл, а не через жеребца, интересна и будет исследована отдельно. Это, конечно, не означает, что бедуины считали кобылу более важной - с точки зрения генетической предпотенциальности - чем жеребец.

Самые знаменитые лошади в мире

Третий стандарт: Марбат

Но достаточно ли бедуинам штамма, чтобы определить, является ли лошадь арабом (азилом) или нет? Нет, и вот тут появляется третий стандарт: марбат (множественное число марабет). Обратите внимание, что бедуин говорил не о подштамме, который является западным понятием, а о марбате, что буквально означает «(место), с которым штамм связан». Марбат - это имя индивида бедуинов, семья или клан, который разводил лошадь. Вместе штамм (расан) и марбат представляют собой удостоверение личности лошади, которое дает ей доступ к арабскому конному сообществу. Поскольку лошади часто меняли владение среди бедуинов, создавался новый марбат, а старый марбат либо выживал, либо исчезал. Если старый марбат оставался более известным, чем новый марбат, то название старого марбата сохранялось и в конечном итоге стало частью самого штамма. Название старого марбата было бы отброшено, если бы новый марбат стал более заметным. Поскольку для достижения признания марбату может потребоваться некоторое время, в течение переходного периода будут использоваться как старый, так и новый марбат.

Пример: Ма'наки кто?

Возможно, пример поможет прояснить понятие марбат: Ma'naqi является известным штаммом среди бедуинов. Среди его самых известных заводчиков был клан Худрудж (или Хадрадж) племени амаратов. Этот марбат был известен под именем клана, как это обычно (хотя и не всегда): Ма'наки Худруджи, что означает «Ма'наки из Худруха». Со временем лошади из этого клана отправились к другим бедуинам, кланам или племенам, разводивших и образовавших там новые марабет. Некоторые из этих марабетов стали известными, другие нет. Одним из знаменитых марабетов манаки Худруджи был ибн Сбайиль из племени сабаа. Маараги худрацкие кобылы Ибн Сбайила были самыми быстрыми в набегах племени, а его жеребцы были высокими, красивыми и широко использовались для разведения. Рукопись Аббас-паши, стр. 689, относится к одному из них: «Один жеребенок, родившийся в этом году, мать последней упомянутой кобылы; отец Муники Хадрадж, принадлежащий ибн Сибилу Саба»: оба марабета используются для правильного определения лошади. Спустя несколько десятилетий, известность марбата не ослабевает, лошади Ибн Сбайила «Манаки худруджи» стали известны как «Манаки Сбаийли» или «Манаки ибн Сбайиля».

К тому времени его лошади стали более заметными, чем лошади клана, от которого он их первоначально получил, и упоминание о Худрудже было отброшено. Однако Ибн Сбайиль был не единственным, кто получил своих лошадей от клана Худруджа. Ибн Уфайтан из Шаммара также получил из того же источника лошадей манаки худруджи. Разница в том, что марбат Ибн-Уфайтана никогда не становился более знаменитым, чем марбат Ибн-Худруджа, хотя они были (и остаются) очень хорошими лошадьми. Ибн Уфайтан никогда не мог ссылаться на своих лошадей манаки худруджи как на «ма'наки уфайтани» или «ма'наки ибн уфайтана». Если бы он попытался это сделать, люди бы попросили его отследить его лошадей к следующему знаменитому заводчику, и он был бы вынужден вернуться к ссылке на Худруджа.

За пределами стандартов чистоты: Шубуу

Расан и марбат вместе представляют собой необходимое и достаточное условие для бедуина, чтобы определить «асалу» или чистоту лошади, и, следовательно, является ли она арабской или нет. Однако есть случаи, когда асала лошади оспаривается или не может быть доказана вне всякого сомнения. Это часто является результатом отсутствия или неполной информации или противоречивых представлений разных бедуинов о происхождении или происхождении лошади в целом и ее происхождения или марбата в частности. В таких случаях статус лошади и всех ее потомков, таких как асил, временно приостанавливается - хотя и не отрицается - до тех пор, пока не появится дополнительная информация или пока не будет решено разногласие. Между тем, если рассматриваемое животное - жеребец, его не будут использовать для разведения; если животное - кобыла, она все равно будет использоваться для размножения, но никто из ее потомков не будет признан. Это происхождение понятия «shubuw», означающее «быть спаренным», от искаженного слова «размножаться» на арабском языке.

Несоответствие информации между одним племенем или кланом, а также сложность распространения информации в пустыне объясняют, почему штамм или марбат должны быть спарены в одном племени или области, а не спариваться в другом. Это особенно относится к районам, находящимся далеко друг от друга: семьи тувайсан, ваднан или джаллаби, происходящие из племен бедуинов в Восточной Аравии, должны были спариваться в Восточной Аравии (включая Бахрейн), но не в Северной Аравии, где племена были менее знакомы с их. Точно так же семьи Хайфи и Мимриха должны были соединиться в Северной Аравии (родина племен Аназа), но не в Восточной Аравии, потому что информация не всегда легко передавалась между этими двумя районами. Однако, в отличие от статуса Асиля, статус лошади или матрилинейного семейства лошадей - штамм - как шубуу так же является обратимым. Всякий раз, когда обнаруживается ранее отсутствующая информация, восстанавливается статус шубуу, что объясняет, почему в одном и том же племени штамм или марбат не должны спариваться в какой-то момент, а должны спариваться в других.

Интересные факты о лошадях (1-100)

Теоретически ни один штамм или марбат арабских лошадей не превосходит другой; все они равны в своем статусе асил. Тем не менее, среди бедуинов, а также в других иерархиях расана и марбата, как правило, отражаются такие факторы, как индивидуальный вкус, семейные предпочтения, сентиментальная привязанность к определенной линии, мнения людей, которые обычно считаются осведомленными, и, прежде всего, социальный и политический баланс сил между бедуинскими племенами или кланами. Слава, которой пользовался Кухайлан Куруш в конце XIX века, совпадает с зенитом военной мощи племени мутайров, которое славилось его разведением. Престиж, которым пользовался Кухайлан Хайфи (штамм, разводимый и принадлежавший племени фид'ан) в начале XX века, аналогично коррелирует с выдающимся влиянием племени фада'ан в этот период. То же самое можно сказать о штамме племени сабаа манаки сабаили десятилетие или два спустя.