Трек - это новый вид конного спорта, сочетающий в себе элементы пробегов, манежной езды и кросса. Цель соревнований - проверить способность всадника ориентироваться по карте, управлять лошадью и преодолевать естественные препятствия, которые могут встречаться в лесу и поле. Соревнования делятся на 3 фазы и проходят в два дня.

Этот спорт зародился во Франции 27 лет назад и сейчас завоевывает все большую популярность в Европе и США. Трек привлекателен прежде всего своей демократичностью. Чтобы принимать участие в соревнованиях не нужна лошадь нарядного экстерьера, с мощным прыжком или безупречными движениями. Кроме того, в отличие от конкура или троеборья, если лошадь отказывается преодолевать какое-либо препятствие, всадник не исключается из соревнований, а штрафуется очками. При этом он вполне может реабилитироваться в другом виде программы.

Преодоление искусственных препятствий лошадьми, фото фотография

Ориентирование.
Цель: определение способности всадника проехать по заданному маршруту с определенной скоростью.
Что нужно: компас, подробная карта местности (1:25000).
Всадник и лошадь должны преодолеть за день дистанцию от 40 до 60 км. Вдоль этой дистанции устанавливаются контрольные пункты, отмеченные на карте. Каждый отрезок должен быть пройден за определенное время. Перед началом соревнования участники в течении 20 минут должны скопировать на свои карты маршрут. Запрещается принимать какую-либо помощь и подсказки во время движения по маршруту.

В начале соревнования каждому участнику начисляется 240 очков. За отклонение от контрольного времени на каждом пункте (в ту или иную сторону) вычитается по 2 очка. Если всадник подъезжает к контрольному пункту со стороны, отличной от указанной в карте, у него вычитаться 50 очков. Если всадник не проходит контрольный пункт, вычитается 100 очков. При прохождении каждого контрольного пункта скорость движения меняется, поэтому если всадник пропускает какой-либо пункт, на следующем он штрафуется еще и за неправильную скорость прохождения этапа.

Скачки – испытания лошадей верховых пород

Кросс.
Цель: определение способности всадника преодолевать естественные препятствия.
На дистанции 3-5 км размещаются от 16 до 20 естественных препятствий. Система начисления находится в стадии разработки. Прохождение каждого препятствия оценивается судьями максимально в 10 баллов. За каждую закидку вычитается по 3 балла. Если лошадь не преодолевает препятствия, очки за него не начисляются вообще. Устанавливается также норма времени, если всадник укладывается в нее, то ему начисляется дополнительно 30 очков. За превышение этого времени на 1 минуту из этого количества вычитается 5 очков, за 2 минуты - 10 очков, за три минуты - 15 очков, за 4 минуты дополнительные очки не начисляются вовсе. Максимально возможное количество очков на участке кросса из 16 препятствий - 190. Все препятствия размечаются красным флажком справа и белым флажком слева, а кроме того порядковыми номерами.

Испытания:

Посадка в седло.
За 10 секунд всадник должен завести лошадь внутрь 3-х метрового круга и еще за 10 секунд сесть в седло с правой стороны. При этом лошадь не должна выйти за пределы этого круга. Возможно усложнение этого испытания, когда круг располагается так, что при посадке в седло лошадь стоит на возвышении, а всадник находится ниже ее.

Бега лошадей, скачки рысаков, фото фотография

Проводка в руках.
Участник, ведя лошадь в поводу, должен преодолеть спуск вниз/подъем вверх. Допускается скользкий склон. Уклон поверхности - около 30 градусов, дистанция - 3-5 метров. Любое изменение аллюра лошади штрафуется вычитанием 3 очков, если лошадь обгоняет участника, - 2 очка, если лошадь отказывается двигаться вперед - 3 очка. Не преодоление препятствия - начисляется 0 очков. У этого препятствия точно должны быть отмечены вход и выход, любой отказ лошади двигаться вперед внутри штрафной зоны, приводит к вычитанию очков, осаживание считается за закидку.

Неподвижность.
Всадник должен заехать в размеченный внешний круг 5 метров, затем во внутренний круг 3 метра и в нем спешиться. После этого участник выходит за пределы внешнего круга, при этом лошадь должна остаться во внутреннем круге. Команды лошади стоять спокойно можно подавать голосом, но не жестами. За каждые 10 секунд стояния лошади внутри круга начисляется одно очко.

Конные пробеги: история и современность

Погрузка в коневоз.
Лошадь должна зайти в коневозку, остановиться там в течении нескольких секунд и выйти обратно. За каждую закидку или отклонение от прямолинейного движения вычитаются очки.

Преодоление лошадью уклона вверх/вниз/канавы.
Размеры препятствий - 80 см глубина, 80 см ширина и 180 см длина (для канавы). Преодолевается прыжком , за каждую закидку вычитается по 3 очка.

Низкие ветки и слалом.
Низкие ветки. Легкие пластиковые или деревянные бруски закрепляются на 20 см выше, чем затылок лошади. На протяжении 3 метров размещаются 3-4 «ветки». Задачи всадника - проехать под ними, не коснувшись.
Слалом. 4 или 5 вертикальных шестов размещаются по прямой линии на расстоянии 3 м друг от друга.

За преодоление этих препятствий галопом начисляется 10 очков, за рысь - 7 очков и за шаг - 5 очков. За каждое изменение аллюра вычитается по 3 очка. Если ветки/шесты задеваются, то за каждое касание вычитается по 3 очка.

Проезд через ручей.
Лошадь должна не останавливаясь пересечь водное препятствие, за остановки и закидки вычитаются по 3 очка за каждую.

Ворота.
Всадник должен не спешиваясь открыть ворота, проехать через них и закрыть за собой.

Прыжки через небольшие препятствия.
В качестве препятствий могут использоваться небольшие бревна, канавы и т.п.

Проезд по мосту.
Покрытие моста должно быть безопасным для прохождения лошади.

Маневрирование.
Жерди укладываются на земле, образовывая коридор в виде двойного зигзага «въезд вперед, налево назад, вперед, направо назад, вперед, выезд», ширина прохода - 80 см.

Осаживание.
Лежащими жердями размечается коридор шириной 80 см и длиной 4 метра. Всадник проезжает вперед до конца коридора, затем осаживает до середины (то есть на 2 метра) и выезжает вперед. Если лошадь при движении задела одну из жердей или выскочила из коридора, вычитается по 3 очка за каждый случай.

Рысак бежит по зеленому лугу, фото фотография

Проверка аллюров

Цель: определение выезженности лошади, наличие быстрого шага и медленного галопа.
На земле мелом размечается коридор шириной 1,5 метра и длиной 150 метров. Всадник должен преодолеть его шагом за минимальное время и галопом за максимальное время.
Подсчет очков:
Если лошадь сбивается в рысь, то ей начисляется 0 очков. Сначала всадник проходит коридор галопом, потом в обратную сторону шагом, после галопа разрешается сделать вольт. Разрешается начинать галопировать за 10 метров до начала коридора, и переводить шаг в зоне, длиной 25 метров после окончания коридора.

Галоп Галоп Галоп Галоп Шаг Шаг Шаг Шаг
Время (сек) Очки Время (сек) Очки Время (сек) Очки Время (сек) Очки
>33.45 30 31.3 15 >67 30 82 15
33.45 30 31.21 14 67 30 83 14
33.3 29 31.1 13 68 29 84 13
33.27 28 31 12 69 28 85 12
33.1 27 30.5 11 70 27 86 11
33.09 26 30.45 10 71 26 87 10
33 25 30.3 9 72 25 88 9
32.51 24 30.27 8 73 24 89 8
32.4 23 30.1 7 74 23 90 7
32.33 22 30.09 6 75 22 91 6
32.2 21 30 5 76 21 92 5
32.15 20 29.15 4 77 20 93 4
32.06 19 28.3 3 78 19 94 3
31.57 18 27.45 2 79 18 95 2
31.4 17 27 1 80 17 96 1
31.39 16 <27 0 81 16 97 0

Москва, 25.07.2000