Что такое аллюры, элементы, фигуры? Лошади от природы имеют три способа движения, или аллюра - шаг рысь, галоп.

Шаг - самый медленный аллюр с постоянным опиранием на две и три конечности, при котором слышны четыре последовательных удара копыт о землю. В зависимости от степени выноса конечностей различают собранный, средний и прибавленный шаг.

Рысь - более быстрый аллюр. На рыси лошадь попеременно переступает диагональными парами конечностей: правой передней - левой задней, левой передней правой задней. Как и на шагу, различают собранную, среднюю и прибавленную рысь. На прибавленной рыси наблюдается фаза подвисания, когда одна диагональ уже оторвалась от поверхности земли, а другая еще не приземлилась.

Галоп - самый быстрый скачкообразный аллюр в три такта с фазой свободного подвисания. Галоп бывает с правой или левой ноги в зависимости от того, какая передняя нога дальше выносится вперед. При движении налево лошадь обычно идет с левой ноги и наоборот.

Контргалоп - когда лошадь идет налево с правой ноги и наоборот. Галоп бывает также собранный, средний и прибавленный. Скорость должна возрастать за счет удлинения маха, а не частоты.

К фигурам относятся: вольт - круг диаметром 6 метров, восьмерка, состоящая из двух вольтов или кругов, серпантин - движение зигзагом через манеж по боковым стенкам.

Соревнования по выездке, фото фотография лошадь

Фигуры исполняются на шагу, рыси, галопе. Есть также термин «боковые движения» - когда лошадь движется одновременно вперед и в сторону (сюда относятся уступка шенкелю, траверс, ранверс, принимания). Все эти, на первый взгляд, несложные и естественные для лошади движения включаются в понятие манежной езды и являются необходимой подготовкой к дальнейшему обучению элементам высшей школы верховой езды.

К основным элементам относятся: пассаж - очень собранная, приподнятая и ритмичная рысь, пиаффе - похоже на пассаж, но исполняется на месте, пируэт (полупируэт) - круг (полкруга), выполняемый в два следа радиусом, равным длине корпуса лошади, на собранном шагу, собранном галопе, можно на пиаффе.

Перемена ноги на галопе изменение последовательности выноса ног лошади, происходит в момент подвисания, которое следует за каждым махом галопа. Перемена ноги может исполняться в 4,3, 2 и 1 темп. Необходимо отметить, что движения выполняются в положении сбора лошади, когда лошадь уравновешена под всадником, при этом ее задние ноги подведены под корпус, шея приподнята так, что высшей точкой ее является затылок, нос слегка отклонен вперед от вертикали. В положении сбора лошадь выглядит наиболее эффектно и легко подчиняется средствам управления. А средствами управления являются не только трензель, мундштук и шпоры, но и давление шенкеля (внутренняя поверхность ноги от колена до ступни) на бок лошади в области подпруги, движения и уклоны корпуса всадника. Непременным качеством, помимо физических, а также терпения, аккуратности, внимательности и профессиональных знаний, является тонкий музыкальный слух всадника, его способность чувствовать ритм лошади, сливаться с ней в единый организм. Таких всадников насчитывается лишь несколько сотен во всем мире.

Бесспорное лидерство в выездке принадлежит немецким всадникам, на двадцати Олимпиадах девять раз в командном и семь раз в личном зачете они завоевывали золотые медали, причем на четырех последних они были вне конкуренции, а Николь Упхофф на Рембранте дважды становилась олимпийской чемпионкой (1988, 1992). У шведов в личном зачете шесть золотых медалей, в том числе две у Генри Сен-Сира, а в командном - две. Две золотые медали в личном зачете принадлежат швейцарцам (Ганс Мозер - 1948 г Анри Шаммартен - 1964 год). Три золотые медали у Франции (две в командном зачете 1932 им 1948 год и один в личном у Ксавье Лесаж). Одну олимпийскую чемпионку имеет Австрия - Элизабет Тойрер (1980).

Скачки, конкур и любительская верховая езда

Расцвет нашей выездки пришелся на советский период. Впервые заставил заговорить о русских всадниках, как о грозных соперниках немцев и шведов, прочно закрепившихся на вершине Олимпа, Сергей Филатов, завоевавший, неожиданно для многих аналитиков, золотую медаль на XVII Олимпийских играх в Риме (1960). Этой победой Филатов обязан своему феноменальному Абсенту, вороному жеребцу ахалтекинской породы, названному в прессе «черным лебедем».

В истории отечественного конного спорта мы не найдем лошади, равной Абсенту, он семь раз становился чемпионом Советского Союза по выездке, причем его результат - 82,4% не превзойден и поныне, а в Олимпийских играх Абсент выступал три раза. После блистательного Рима, в Токио в 1964 году он остался третьим под Филатовым, а в Мехико в 1968 - четвертым, уже под И. Калитой. Но в Мехико взошла звезда Ивана Кизимова. На своем гнедом Ихоре украинской верховой породы он стал вторым советским олимпийским чемпионом. Уверенно прогрессирующая Елена Петушкова на тракененском Пепле стала шестой, а команда поднялась на второе место.

Триумфом советской школы выездки завершился чемпионат мира 1970 года в Аахене. Наша команда в составе Ивана Кизимова, Ивана Калиты и Елены Петушковой завоевала первое место, а Елена Петушкова стала чемпионкой мира. И, наконец, в Мюнхене на XX Олимпиаде наша команда вышла на первое место, а Елена Петушкова на Пепле завоевала серебряную медаль. В Монреале (1976) поменявшийся состав команды занял лишь четвертое место. Новое оживление принесла XXII Олимпиада, проходившая в Москве. Наша команда завоевала первое место.

Здесь я хочу сделать отступление и рассказать о Великой трагедии конного спорта. Есть много хороших лошадей, есть много хороших всадников. Но только одна единственная лошадь создана для одного единственного всадника. Они могут и не найти друг друга, но если встречаются, то достигают своих вершин. И когда по какой-либо причине они разлучаются, уже никогда не повторится подобное. Кто-то продолжает выступать на других лошадях, но уже без прежнего блеска. Кто-то уходит сразу. Но у каждого глубоко в сердце остается незаживающая рана - след единственной настоящей любви.

Источник: Юлия Кузнецова, журнал «Охота» 1997 - 9