Люди дрессируют собак, чтобы они были сторожами и телохранителями, пастухами и охотниками, спасателями и помощниками (как, например, собака-поводырь), чтобы собаки веселили народ в цирке, показывая различные трюки, чтобы они учувствовали в соревнованиях, например, по послушанию или аджилити. Для многих людей все это служит ярким признаком собачьего ума и интеллектуального превосходства над кошками. Хотя по телевизору можно увидеть и кошек, делающих разные штучки, но репертуар у них несколько другой, из чего делается вывод, что ум кошек недостаточно гибок для того, чтобы их можно было дрессировать.

Кошка валяется в траве, фото породы кошек фотография картинка

Например, когда на кошках и собаках ставили эксперимент по преодолению лабиринта, кошки справились с заданием гораздо хуже собак. Собаки очень быстро поняли, как пройти лабиринт и получить награду. А кошки вели себя по-другому, они то садились и начинали умываться, то принимались исследовать тупики. Пройти лабиринт за установленное время им не удавалось, что принималось исследователями за отрицательный результат. Собаки-попрошайки за вознаграждение готовы сделать все, что угодно, а вот для кошек угощение не является мотивацией. Только изучение каждого закоулка и тупика имеет смысл, считают независимые кошки, ведь кто знает, где в этом мире, полном неожиданностей, может прятаться добыча? А если добыча не обнаружена, то в замешательстве кошка садится и начинает умываться.

Используя социальные инстинкты, собаку можно научить всему тому, что было перечислено выше. Собаки живут, охотятся, играют и отдыхают в соответствии с иерархией стаи, во главе которой стоят вожаки - самец и самка. Собаки сообща воспитывают и охраняют щенков пары лидеров, сообща охотятся на крупную добычу. При ее дележке молодежь покорно ждет, пока не насытятся взрослые. Чтобы остаться частью стаи, они готовы унижаться и подчиняться, демонстрируя такое поведение животным высшего ранга. Домашние собаки воспринимают человека, как доминирующего члена стаи, потому-то они и стремятся так угодить своему хозяину. Кроме того, в течение сотен лет собак специально отбирали таким образом, чтобы усилить одни особенности их характера и ослабить другие.

Сообщество кошек имеет другую социальную структуру. Если кругом достаточно пищи, то они ведут преимущественно одиночный образ жизни, хотя самки, обычно состоящие в родственных связях, могут формировать социальную группу. Коты более склонны бродить в одиночку в поисках подруги, чем оставаться в группе. Там где источники пищи сосредоточены в одном месте (например, на мусорной свалке), кошки формируют колонии, но их социальная структура сродни львиному прайду - сообщество самок, которые сообща воспитывают молодежь. Правда, в отличие ото львов, кошки редко охотятся парами и группами, а также нападают на добычу, превышающую их собственный размер. Поэтому у кошек почти нет необходимости объединяться со своими сородичами. Кошки стараются не слишком контактировать с человеком, если это противоречит их собственным интересам. Если собак в основном разводят за ту пользу, которую они приносят людям, то кошек - за их неповторимую внешность.

Мотивацией для собак является их стайный инстинкт - они покажут все, на что способны, лишь бы добиться похвалы и одобрения доминирующего члена стаи, то есть хозяина или дрессировщика. Они будут выполнять все приказания, потому что в дикой природе за непослушание их бы изгнали из стаи или перевели в ранг парии.

Для кошек же фактор социального статуса мотивацией не является. Вам придется самим догадаться, чем заинтересовать ваше животное для успешной дрессировки. В какой-то мере стимулятором может служить еда или условный рефлекс, что после дрессировки дадут лакомый кусочек. Но для кошек еда более слабый стимулятор, чем для собак. Если достижение награды требует слишком больших затрат сил, то кошки скорее всего прекратят попытки и пойдут искать добычу попроще. Это происходит потому, что в естественной среде охотнику-одиночке нет смысла тратить на добычу больше энергии и сил, чем он получит, съев ее. В то время как собаки будут долго и упорно преследовать свою добычу и, в конце концов, возьмут ее измором, кошки охотятся из засады, и преследуют добычу только на коротких расстояниях. Если кошку не кормить, то легче поддаваться дрессировке она не станет, кошки лучше собак переносят муки голода. Для молодых кошек лучшим вознаграждением является сам процесс игры с простыми предметами типа мячика или фантика, или возможность обследовать незнакомое место. Всегда найдутся кошки, которые не только с легкостью обучаются, но и получают удовольствие от этого, хотя они являются скорее исключением, чем правилом.

Так как мы судим об интеллекте, сравнивая животных с самими собой, то многие популярные отчеты о поведении кошек описывают их обучение так, как будто речь идет не о хищниках, а об умственно отсталых людях. Например, в 1915 году Хобхаус Л.Т., профессор социологии Лондонского Университета, писал:

Первые теории научения. Теория «стимул - реакция» (ч. 2)

«Однажды у меня была кошка, которая научилась «стучать в дверь», поднимая коврик, который лежал снаружи, и роняя его. Очевидно, делая это, кошка рассчитывала попасть в дом, то есть действия кошки были определены их результатом. Верен ли был ее расчет? Давайте попытаемся проверить это, используя объяснения, основанные на более примитивных навыках. Тогда, во-первых, можем ли мы объяснить действия кошки с помощью ассоциаций идей? Труднее всего понять, какая именно идея послужила для кошки побуждением к действию. Вид двери или коврика, насколько я знаю, не мог ассоциироваться у кошки с действием, пока она не проделала его. Если ассоциация была, то она должна была работать в обратном направлении. Возможность войти в дом у кошки связана с тем, что кто-то подходит к двери, это в свою очередь - с каким-либо звуком для привлечения внимания, и так далее. Такой ряд ассоциаций хорошо показывает цепочку связанных друг с другом элементов, которые животное смогло осмыслить и использовать как образец для своих действий. Понятия «человек», «открывание двери», «привлечение внимания» и т.д. не имеют никакого смысла, пока они не привязаны к определенным обстоятельствам. Если кошка осознает такие абстрактные понятия, то она должна иметь и нечто большее, а именно способность применить их к своему восприятию реальности. Понятия «привлечь внимание» и «уронить коврик» должны быть каким-то образом связаны вместе. Далее, если процесс «стука ковриком» является одной из ассоциаций, довольно странно, что кошкой выбраны именно правильные ассоциации. Если кошка начала свой ассоциативный ряд с людей в помещении, она могла бы, как легко продолжить, закончить этот ряд удовольствиями, которые она получит, попав в дом, выпросив кусочек рыбки у одного и блюдце сметаны у другого, и проведя свою жизнь в праздных мечтах. Но она избегает этих ассоциаций и выбирает только те, которые служат ее цели. В двух словах можно сказать, что с одной стороны мы видим признаки использования кошкой различных понятий, а с другой - выбор между ними. И то, и другое указывает на более высокую ступень мыслительной деятельности, чем просто ассоциации.

Хобхаус интерпретировал поведение своей кошки как имеющее элементы цели, хотя предлагал альтернативное «бихевиористское» его объяснение: связь между мотивацией, то есть «удовольствием» войти в дверь и действием - то есть подниманием и опусканием коврика.

Продолжение следует...

При перепечатке данной статьи активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА.