Иногда поступки кошки кажутся нам глупыми и необоснованными. Чтобы объяснить их, нужно понять, каким образом кошки представляют мир в своих мыслях. Мир кошек имеет три измерения - ширину, длину и высоту (полки на стенах и ветки деревьев тоже входят в него), а также в нем есть запахи, указывающие границы территории или несущие другую информацию. Для того, чтобы попасть из пункта А в пункт Б кошка может выбрать кружной путь не из-за своей глупости, а просто потому, что она избегает территорий, принадлежащих другим котам. А задерживается в пути для того, чтобы оставить свою собственную метку, указывающую на ее присутствие, а также содержащую все анкетные данные - возраст, статус и семейное положение. Обо всем этом надо помнить, пытаясь понять, каким же кошка видит окружающий мир.

Кошечка в попоне сидит в клетке, фото фотография кошки

Самые простые способы ориентирования на местности - прямое следование к видимой цели и пошаговый маршрут с использованием различных ориентиров (возле дерева поверни налево, возле забора направо и т.д.). Хотя такая система ориентирования может давать сбои. Если ориентир переместится, то животное тут же потеряется, что очень хорошо известно владельцам слепых кошек. (Впрочем, слепые кошки могут отыскать другую метку, и таким образом переориентироваться). Кошки пользуются обоими методами, составляя для себя мысленный план окружающей их среды. Чем более тщательно была обследована территория, тем подробнее получается этот план. Мысленные планы помогают кошкам срезать путь, например, пойти напрямик через поле, не обходя его по краю. Если есть такая возможность, кошки предпочитают короткий путь к цели, невидимой глазу. Если есть несколько вариантов короткого пути, они выбирают тот, начало которого совпадает с направлением к цели - мы и сами делаем так же. На выбор маршрута влияет и количество поворотов, но оно менее важно, чем расстояние и первоначальное направление. Когда дело касается поиска пути, кошка получает информацию практическим, а не теоретическим путем.

Французские ученые, изучающие сравнительную физиологию, под влиянием теорий психолога Жана Пиаже, изучающего развитие человека, заинтересовались, каким образом различные виды животных развивают свои представления о «константных свойствах предмета» т.е. каким образом животные способны понимать, что предмет, скрывшийся из поля зрения продолжает существовать, может быть отыскан и не меняет при этом своих свойств.

Пиаже отмечал, что человеческие дети проходят различные стадии в процессе понимания законов физического мира. Если спрятать игрушку, то совсем маленькие дети тут же теряют к ней интерес и не пытаются отыскать - то, чего они не видят, не существует. Когда ребенок немного подрастает, он уже попытается найти спрятанный предмет, но при этом, еще не четко понимая, где именно надо искать. Даже если ребенок видит, что кто-то прячет игрушку за экраном, он, скорее всего, не догадается заглянуть туда, а будет искать игрушку в том месте, где он уже находил ее раньше. Став еще старше, ребенок уже понимает, что надо заглянуть за экран, и в полуторагодовалом возрасте ребенок может осознавать ряд «скрытых перемещений». «Скрытое перемещение» - это когда кто-то прячет мячик в коробочку, уносит коробочку за экран, и вынимает мячик. Затем показывает пустую коробочку ребенку. Ребенок в этом возрасте способен понять, что мячик остался за экраном. Пиаже назвал это шестой стадией представления о «константных свойствах объекта».

Представление о «константных свойствах объекта» это полезный навык для тех животных, которым необходимо понять, куда могла подеваться добыча, исчезнув из поля зрения. Если кошка потеряла добычу из виду, то сначала она ищет ее вблизи того места, где видела ее в последний раз. Не получив результата, кошка начинает осматривать ближайшие возможные укрытия. Кошки, знакомые со своей территорией, знают наиболее вероятные места, куда может улизнуть добыча, и ищут в них. Иногда кошка не может найти спрятанную игрушку просто потому, что ее отвлекает что-либо более интересное. Например, прекрасно зная, что игрушка спрятана под салфеткой, кошки предпочтут играть с этой салфеткой, а не искать уже надоевшую им игрушку. Если мячик закатится за штору, свисающую до пола, кошки начнут играть с колышущейся тканью, так как это новое и более интересное развлечение.

В прошлом психологи считали, что кошки никогда не достигнут стадии 6 представления о «константных свойствах объекта». Владельцы кошек часто оспаривали это утверждение, приводя в пример случаи, когда кошка находила исчезнувшую под диваном игрушку. Более поздние исследования доказали, что кошки действительно достигают шестой стадии. Кошек тестировали в их родном доме, в знакомой обстановке, где на неделю были оставлены экраны. За это время кошки привыкли к ним и запомнили, что за ними не прячутся никакие игрушки. Первым делом кошек научили тому, что когда они тронут носом определенную игрушку, они получат лакомство. Когда начинается эксперимент, владелец держит кошку, и перед ней ставятся два экрана. На глазах кошки экспериментатор кладет игрушку в коробку, затем за одним из экранов потихоньку вынимает игрушку, и ставит пустую коробку перед кошкой. Кошку отпускают, и почти каждый раз она идет именно за тот экран, где была спрятана игрушка. При каждой попытке экраны передвигаются, заменяются другими экранами, но кошка всегда дает верный ответ, доказывая, что она не только усвоила правила игры, но и смогла сделать выводы: объект не исчез навсегда, логически он должен находиться за экраном, ведь сначала он был в коробке, потом коробка вместе с ним побывала за экраном и появилась уже без него.

Еще один тест. На глазах кошки пищу кладут в миску, которую поочередно прячут под тремя крышками, после чего кошке показывают пустую миску. Чтобы кошка не могла ориентироваться по запаху, пища остается в руке экспериментатора, а не под последней крышкой. В одном из тестов, как только миску достали из-под последней крышки и показали кошке, что она пуста, кошка быстро пошла к этой крышке (а не к руке экспериментатора). Она настойчиво толкала крышку, пока полностью не освободилось место, где должна была находиться еда. Ничего там не увидев, кошка встала на крышку и еще несколько минут пыталась перевернуть ее. Сталкиваясь с добычей, которая как сквозь землю провалилась, кошка может быть весьма настойчивой (в разумных пределах).

Кошка в солнечный день лежит на дереве, фото фотография

Проводились и более сложные серии экспериментов. На глазах кошки игрушку прятали за одним из экранов. Затем производили различные манипуляции с экранами, чтобы сбить кошку с толку и только после этого пускали ее искать игрушку. Например, в одном из тестов игрушку прятали за крайним правым из трех экранов. Поле зрения кошки на секунду блокировалось, и все экраны сдвигались вправо на дистанцию, равную расстоянию между ними. Или такой тест: кошка заглядывала в комнату, где проводился эксперимент, стоя в дверном проеме. Она видела, как прятали игрушку, затем ее зрение блокировалось и вся комната, включая стены, сдвигалась справа (кроме самой игрушки). Несмотря на все эти уловки, кошка каждый раз безошибочно находила игрушку, используя свое абсолютное чувство пространства. Кошка искала игрушку не за крайним правым экраном, а за тем, который встал на его место. Чувство пространства кошек эгоцентрично. Они помнят, куда игрушка была спрятана по отношению к их собственному фиксированному положению, их не интересует, как игрушка соотносилась с ориентирами в пространстве.

Пространственно-временной континуум кошки (ч. 6)

В ряде экспериментов были созданы условия, когда кошка не могла использовать свои эгоцентрические представления о пространстве. В этом случае, кошки использовали ориентиры на местности. Из центрального дверного проема кошки видели, как пряталась игрушка. Однако войти в комнату они могли лишь через тоннель в форме буквы L, попадая в него через дверь, которая находится либо справа, либо слева от той, из которой они наблюдали. Эти кошки не могли использовать абсолютное восприятие пространства, и находили игрушки по пространственным ориентирам. В случае конфликта между эгоцентрическим восприятием и местными ориентирами, кошки доверяли собственной системе координат, в центре которой находились они сами.

Формируя мысленный план окружающей среды, кошка ставит в его центр себя, а не пространственные ориентиры. Это объясняет, почему кошки делают что-то, что кажется нам глупым и непонятным. Например, почему кошка может наделать мимо лотка, хотя видела, что вы передвинули его секунду назад, и почему так сильны ее привычки. Установка эгоцентрической системы координат требует времени, следовательно, кошачий туалет ежедневно можно сдвигать не более чем на 30 см, чтобы не случилось конфуза. А если вы хотите кормить кошку в новом месте, то сначала поставьте ей две миски - на старом месте и на новом. Старую миску можно будет убрать после того, как кошка привыкнет есть на новом месте. Все это делается не потому, что кошка глупа, а потому, что ее восприятие пространства не совпадает с нашим.

При перепечатке данной статьи активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА.