Многие живые существа, включая нас самих, обучаются посредством метода проб и ошибок. Они пытаются что-то сделать и терпят неудачу. И когда в следующий раз им попадется та же самая задача, то, если они достаточно умны, они попробуют другой способ ее решения.

Экспериментальным путем интеллектуальные способности такого рода часто определяются при помощи различных головоломок. Например, чтобы добраться до пищи, животное должно пройти лабиринт и/или нажать правильный рычаг. Таким образом можно тренировать как собак, так и кошек, хотя кошки не так хорошо работают за пищевое вознаграждение (в качестве альтернативы можно давать воду, но кошки могут прожить без воды несколько дней, прежде чем снизойдут до сотрудничества).

Светлая кошка на балконе, фото психология кошки фотография

Научение посредством наблюдения широко обсуждается в исследовательских кругах. Некоторые ученые считают, что когда одна кошка наблюдает, как другая решает какую-то задачу, ее внимание фокусируется только на самой задаче, а не на ее решении.

Несмотря на то, что приверженцы теории антропоцентризма доказывают, что только люди и приматы могут научиться чему-либо, наблюдая за другими, владельцы кошек в свою очередь доказывают, что и кошки могут учиться как посредством наблюдения, так и методом проб и ошибок.

Котята учатся навыкам охоты, наблюдая за своей мамой и пытаясь копировать ее действия. Затем они совершенствуются, использую метод проб и ошибок. Другими словами, наблюдение подсказывает им, что и как делать, а пробы и ошибки переводят это знание в практическую плоскость, и таким образом тело котенка достигает совершенства.

Некоторые исследователи доказывают, что кошка-мать моделирует ситуации, которые пробуждают и оттачивают врожденные инстинкты котят. Когда котята немного подрастают и становятся более активными, кошка приносит добычу к своему дому. Сначала она просто съедает добычу сама или вместе с котятами. Затем она приносит котятам живую добычу и дает им поиграть с ней. На первых порах кошка сама ловит убегающую добычу и убивает ее, если котята еще не в состоянии сделать это. Позже она предоставляет право убить добычу самим котятам, еще позже котята следуют за матерью, наблюдая, как она охотится. Если вы не знакомы с повадками своей собственной кошки, вам, вероятно, не помешает посмотреть по телевизору документальные фильмы про гепардов, показывающие все это в более крупном масштабе.

Мамы-кошки моделируют ситуации, в которых котята могут развивать навыки естественного поведения. А могут ли котята научиться, наблюдая за матерью и копируя ее действия? В лабораторных экспериментах котятам в возрасте 9-10 недель предлагали наблюдать за незнакомым им котом-демонстратором, который по световому сигналу нажмет рычаг, чтобы получить пищу. Наблюдая за взрослым котом, котята учились выполнять ту же самую задачу. Контрольная группа котят, не имеющих возможности наблюдать за демонстратором, не научилась выполнять это задание, несмотря на целый месяц попыток. Если демонстратором была их собственная мать, то котята учились трюку свет - рычаг - пища в среднем за 4 с половиной дня (если демонстратором был незнакомый кот, то на это уходило 18 дней). И еще 3 с половиной дня уходило на то, чтобы безошибочно жать на рычаг, если демонстратором была мать и 14 дней, если котятам приходилось наблюдать за незнакомым котом. Наблюдение за котом опытным путем, овладевающим какими-либо навыками, было эффективнее, чем наблюдение за демонстратором, предварительно научившимся выполнять это задание. Один из факторов, влияющих на результаты экспериментов, это правила кошачьего этикета. Котята по своей природе не могут открыто смотреть на чужих котов, так как это считается проявлением враждебных намерений. Исключением из этого правила являются только взаимоотношения кошки и котят. Поэтому котята могут внимательно наблюдать за матерью, не нарушая правил кошачьего этикета.

Некоторые ученые-скептики, а также приверженцы антропоцентрической теории считают, что максимум, чему могут научиться котята - это не бояться устройства для проведения опытов и что трюком свет - рычаг - пища овладевают только самые смелые и уверенные в себе котята и делают это методом проб и ошибок. Просто наблюдение за собственной матерью дает им больше уверенности в себе, чем наблюдение за чужим котом. Другие ученые великодушно соглашаются с тем, что, наблюдая за другим котом, котята понимают, что существует какая-то связь между светом, рычагом и пищей, но точную связь между этими звеньями они могут определить только методом проб и ошибок.

Иногда котят умышленно вводили в заблуждение. Им предлагали наблюдать за котом, который получал пищу, подходя к устройству, но, не нажимая на рычаг. Этим котятам было труднее научиться нажимать на рычаг, по сравнению с теми котятами, которые не видели этого «мошеннического» опыта.

Котята копируют не только поведение, но и пищевые пристрастия своей матери. Если кошку приучить к необычной пище, например к бананам или картофельному пюре, то котята, которых она выкармливает (возраста 5 недель) начинают предпочитать эти продукты мясному корму или любым другим более естественным для них продуктам. Эта тенденция сохраняется в течение всей их дальнейшей жизни. (При проведении эксперимента необычные продукты обогащаются всеми необходимыми питательными веществами). Вот почему так важно обеспечивать разнообразное питание маме и котятам - в противном случае разовьется пристрастие к нездоровой или тяжело усваиваемой пище. Копирование котятами материнских пищевых предпочтений становится ярко выраженным к концу периода выкармливания (7-8 недель).

Взрослые кошки могут научиться каким-либо навыкам гораздо быстрее, наблюдая за другим животным или человеком, чем при помощи условных рефлексов (в данном случае - пищевого вознаграждения). Например, наблюдая, как кот-компаньон ворует со стола пищу или как хозяин открывает дверь, кошки быстро учатся этим действиям. Многие кошки могут достать молоко или другие продукты из закрытого контейнера при помощи своих лап. Таким образом, они применяют свой «инстинкт рыболова». Есть множество интересных свидетельств, как кошки учатся, наблюдая за людьми или домашними животными, например, собаками.

На проблему научения кошек есть альтернативная точка зрения, предложенная владелицей домашних кошек Сашей Скофильд. Она отмечает, что молодая, застенчивая, менее социализированная кошка перенимает многие черты поведения, наблюдая за старшей по возрасту и более уверенной в себе кошкой. Саша Скофильд считает, что безопаснее пробовать какие-то новые действия, сначала понаблюдав за представителем своего вида, а уж потом подражать этим действиям, и что такое поведение может быть расценено как проявление интеллекта, а не просто инстинкта.

Есть множество домашних кошек, которые научились использовать дверную ручку как рычаг, тянуть на себя дверцу холодильника и делать многое другое, просто наблюдая за владельцем и затем, пытаясь повторить его действия. Они учатся, копируя действия людей? Они просто пытаются играть с предметом? Или они понимают, что есть какая-то причинно-следственная связь между объектом и целью, и эту связь они должны выявить?

Кошки, которые умеют считать (ч. 11)

Наблюдая за домашними кошками, многие склоняются к мысли, что кошки учатся чему-либо, сначала наблюдая, а затем пытаются проделать то же самое. Возможно, в лабораторных условиях не удается доказать это, так как животным, которые не похожи ни на человека, ни даже на примата, не обеспечивается правильная мотивация.

У кошек возникает какая-то ассоциация между ручкой двери и открыванием двери. Методом проб и ошибок они прыгают на эту ручку и, в конце концов, их собственный вес довершает работу. Получая положительный результат, они запоминают это действие. Если ручка шарообразная, то метод проб и ошибок не срабатывает, кошка не получает никакого вознаграждения, но она все равно будет пытаться. Возможно, кошка наблюдала, как люди открывали дверь с такой ручкой, и у нее возникла ассоциация между ручкой и открыванием двери. Однако существует, по крайней мере, одна пара кошек, которая научилась открывать дверь с шарообразной ручкой. Одна кошка вставала у двери, вторая влезала ей на спину и передними лапами манипулировала ручкой. Скорее всего, она не понимала, что ручку необходимо поворачивать, но знала, что ручка это важная часть процесса открывания двери и коме того, она знала, что нужно на что-то встать, чтобы дотянуться до этой самой ручки. 

При перепечатке данной статьи активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА.