Белка - пушистый юркий зверек с рыжей шкуркой и большим хвостом. Она очень любознательная и проворная, ее можно встретить в лесах и парках, где храбрый зверек берет угощение прямо из рук. Раньше белок называли «виверица», «векша» и «мысь». Виверицей белок по-прежнему называют в Македонии и Чехии, а также на Украине. А откуда взялось ее современное имя, почему белку назвали белкой?

В Древней Руси шкурки пушных животных - в основном белок и куниц - служили средством оплаты наравне с деньгами. Поэтому сами зверьки порой назывались так же, как монета, к которой они приравнивались. Так, существовала «куна», давшее название кунице, и «бела», от которой получила свое имя белка. Например, «бела» – 1 шкурка белки весом примерно 250 грамм, «куна» - 1 шкура куницы. Куна до сих пор является денежной единицей в Хорватии.

Обыкновенная белка или векша (Sciurus vulgaris), фото фотография грызуны

А почему монета называлась «бела»? Чтобы узнать об этом, придется немного окунуться в историю. На Руси до 10-го века не было собственных денег, поэтому славяне пользовались серебряными и медными монетами других государств - арабскими, византийскими, римскими, западноевропейскими. Помимо названий, данных им в своей стране, у монет появлялись и местные «прозвища».

«Белами» («белями») называли стершиеся серебряные монеты, на которых практически не было видно рисунка. Из-за обветшалости они теряли в весе и уже не могли считаться полноценной валютой, но при этом все же имели ценность, ведь были сделаны из серебра. Такие обветшалые монетки использовались в качестве разменных денег и назывались «бела» от арабского «изнашиваться, ветшать».

Еще одна версия происхождения этого слова относится к более близкому и привычному слову «белый». Некоторые исследователи полагают, что виверицей называли первоначально только белых зверьков, вероятно, альбиносов, мех которых особенно ценился. Затем первоначальное значение исказилось, и этим словом стали называть всех белок. Белка в зимней шкуре стала называться «бѣла вѣверица» (белая виверица). В дальнейшем для удобства осталась только часть «бѣла», ставшая впоследствии «белка».