У многих народов известны сказания о черепахе, поддерживающей мироздание (например, китайская великая черепаха Ао, на панцире которой стоит мир).
У индийцев черепаха - первое живое существо, аватара Вишну; нижняя часть ее панциря - земной мир, верхняя - небеса. Черепаха поддерживает слона, на спине которого покоится мир, причем слон - олицетворение мужского начала, а черепаха - женского; вместе они символизируют два порождающих начала.
В Китае черепаха олицетворяет начало Инь, зиму, изначальный хаос.
Аборигены Австралии считают, что черепаха Бедал «высидела» Землю.
Китайская черепаха Ао несет на себе сразу три горы - Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан, населенные бессмертными богами.
Некоторые племена, населявшие теперешнюю Индию, считали черепаху одной из главных фигур в мироздании. Вообще-то, говорит легенда, Землю на своих плечах держит семь слонов, но сами слоны стоят на спине черепахи, а та, в свою очередь, на змее.
Если полинезийцы находили умершую черепаху, ей устраивались пышные похороны, как и случайно убитому (например, в порядке самообороны) крокодилу. Некоторые боги даже пользовались черепахами для езды.
Африканцы принимали осторожность, неторопливость, невозмутимость и молчаливость черепахи за эталон мудрости.
Народы античного Средиземноморья за большую плодовитость признали ее символом плодородия, а за долгожительство провозгласили эмблемой неистребимого жизнелюбия.
В мифах американских индейцев сквозь панцирь Матери-Черепахи прорастает Мировое Древо.