Какие же качества должен постараться выработать у себя воспитатель? Прежде всего это уравновешенность характера. Если человек не обладает уравновешенным характером, вспыльчив, то малейшее неподчинение собаки, ее ошибка вызывает у учителя приступы гнева. Гнев приводит к наказанию собаки, наказанная же не в соответствии с проступком собака отдаляется от человека, замыкается в себе. В результате разрушается контакт собаки с дрессировщиком. Чтобы восстановить этот контакт, требуется время. Да и не всегда удается восстановить его в должной степени.

Дрессировщику нужно быть энергичным: пассивный человек, быстро падающий духом, или просто с ленцой не добьется хороших результатов. Он может отложить продолжение занятий в тот самый момент, когда как раз и надо закрепить успех, доработать выполнение приема, отточить действие собаки по команде.

Спаниель, фото фотография собаки

Настойчивость тоже необходима дрессировщику. Нет ничего хуже, если дрессировщик, поставивший перед собой какую-то задачу, увидев, что решение ее не так-то просто, бросает дело и переходит к чему-то другому. Надо добиваться непременного выполнения поставленной задачи, иначе собака решит, что выполнять ту или иную команду вовсе не обязательно. Простейший пример: дрессировщик зовет собаку к себе. Собака не идет по первой команде, не подходит и по второй, благодушный дрессировщик махнет на нее рукой: пусть погуляет. Это грубейшая ошибка. Следует запомнить: если команда отдана, она должна быть обязательно выполнена. Иногда дома собака резвится и мешает людям. Ей командуют: Место! Собака утихомиривается и садится в стороне, но не на своем месте. На этом дрессировщик успокаивается, а ведь он снова допустил ошибку: он должен был добиться, чтобы собака отправилась именно на место и легла там.

Точность, если угодно, пунктуальность человека - непременное условие качественной дрессировки. Больше всего это относится к командам, отдаваемым дрессировщиком. Если человек сегодня командует собаке «Лежать!», завтра «Лежи!», послезавтра «Даун!», то можно быть уверенным, что собака ни одну из этих команд не выполнит точно.

Самые главные качества дрессировщика - это трудолюбие и терпеливость. Десять, пятнадцать, двадцать раз приходится иногда повторять одно и то же, чтобы добиться от собаки желаемого действия. Нетерпеливый человек, даже добившись от собаки многого, может не сделать завершающего шага - отточить достигнутое. С его точки зрения, собака, выполняющая его команды почти правильно, уже готова. Однако это почти может свести на нет весь его труд.

Последовательность в дрессировке, движение от простого к сложному, от уже использованного к тому, что применяет усвоенное,- вот правильная постановка дела. Прежде чем учить собаку ложиться на улице, ее нужно научить это делать дома. Дома - знакомая обстановка, меньше отвлекающих факторов, собака научится выполнять команду «Лежать!» довольно быстро.

Дрессировщику необходимо быть справедливым. Каждый проступок собаки должен вызывать ответную реакцию дрессировщика. Если собака допустила какое-то действие, зная, что за этим должно последовать наказание, она должна быть наказана. Но наказана в соответствии с этим проступком, а не просто наказана. Каждому проступку должна соответствовать своя мера наказания. Выбор здесь у дрессировщика чрезвычайно широк от осуждающего слова до резкого действия. Человек может гол сом осудить собаку, натянуть поводок, дернуть им, хлестнуть собаку прутиком, плеткой, использовать действие парфорса и т. д. С другой стороны, каждое правильное действие собаки должно вызывать соответствующее поощряющее действие дрессировщика. Здесь выбор средств тоже велик от одобряющего слова до угощения лакомством. Вовремя погладить собаку, ласково потрепать ей шерсть и т. п.- прекрасные средства закрепления результатов дрессировки.