Любое популярное издание о домашних любимцах заполнено наивно-слащавыми рассказами о достоинствах собственных животных, сильно смахивающими на рекламу. Нередки публикации о фантастических подвигах и способностях братьев наших меньших. Особенно надо отметить, этим грешат собаководы. Желание владельцев и заводчиков подать в лучшем свете свою любимую породу понятно. Однако интерес к тому или иному изданию обычно не определяется наличием подобных материалов, пригодных, чтобы скоротать время в транспорте.

Щенок бернского зенненхунда, фото фотография собаки
Щенок бернского зенненхунда

Газеты и журналы о животных пестрят рекламными объявлениями и статьями, которым все меньше и меньше хочется верить. Авторы этих строк далеки от наивной мысли, что публикация их лозунгов об объективной рекламе, грамотном разведении и честных победах найдет отклик в душах, а, главное, делах огромной массы собаководов. Пока хоть немного сдерживать натиск этого потока бесполезной или вредной информации по силам только отдельным изданиям.

Поскольку заводчики и клубные деятели и сами свято верят, что у них замечательная во всех отношениях порода, то ее особенностей и недостатков никто, естественно, не указывает, не предупреждает покупателей о возможных трудностях содержания именно данной породы. Прочтите наугад любую такую статью, и вы с удивлением обнаружите, что любая порода собак «послушна, ласкова, преданна, обожает детей, прекрасный сторож и защитник, легко поддается любой дрессировке», обычно еще и «не линяет» и т.п. Заманчивые эпитеты.

Однако породы для того и выводились разными, чтобы применять их для различных целей. Быть одинаковыми во всем, кроме внешности, они не могут! У разных пород - разные особенности содержания, выращивания, воспитания и применения, различны и проблемы поведения, здоровья. Фанатики своих пород начинают сильно обижаться и возмущаться, когда кто-то осмеливается отметить в их любимом детище какие-либо проблемы или недостатки. И наплевать им, что от их восторженных отзывов о породе страдают в конечном итоге и собаки, и их владельцы. Дрессировщики и ветеринары, к сожалению, видят мир собаководства не с лучшего ракурса.

В «рунете» мы ведем консультации по дрессировке собак. За это время пришло множество вопросов, которые не имеют прямого отношения к дрессировке. Все они сводятся к немногим проблемам: собаки выгуливаются дома, крушат квартиру, дерутся, кусают хозяев, трусливы. И любят у нас во всех клубах, на учебно-дрессировочных площадках, да и среди владельцев обвинять во всем хозяев, либо дрессировщиков. «Нет плохих собак....» - традиционная в таких случаях фраза. Увы! Во многих описанных ситуациях кардинально изменить что-либо нельзя. Владельцев «проблемных» собак просто искренне жаль. Причин, вызывающих эти проблемы, множество, и главная из них та, что люди поверили рекламе. Но нельзя же обвинять теперь их в наивности при выборе собаки! Конечно, выбор щенка - это чуть-чуть лотерея. Даже выбирая щенка из самого перспективного помета, и даже при помощи специалиста, все равно мы немножечко рискуем. Однако риск сведен к минимуму при условии, что человек правильно оценивает свои возможности и цели при выборе породы. Поэтому реалистичное описание достоинств и недостатков породы и конкретных производителей при подаче рекламных статей просто необходимо! В конце концов, такая реклама будет более достоверна, чем та, которая описывает все только в превосходных тонах.

Реклама безграмотная - второй бич наших изданий. Да что там газеты, если даже в Интернете красуются объявления «ПРОДАЮТСЯ СУПЕРЭЛИТНЫЕ ЩЕНКИ...». Господа, вы считаете, что профессионально занимаетесь разведением собак?

Неужели не знаете, что класс ЭЛИТА присваивают собаке по результатам комплексной оценки: за экстерьер, рабочие качества, происхождение, а главное - за качество потомства? Каким образом щенкам, только что родившимся, уже присвоен этот класс? Или это родители у них имеют класс элита? Тогда так и пишите. Но разве сейчас в наших кинологических организациях кто-то занимается бонитировкой (кроме охотников - у них еще это осталось, к счастью)? Титулы же CAC и CACIB к элите не имеют ни малейшего отношения. К тому же, при известной настойчивости «раскрутить» можно и очень среднюю по экстерьеру собаку. Да и от действительно отличных производителей отнюдь не все щенки будут чемпионами породы. И нечего на хендлера пенять...

Щенок ротвейлера, фото фотография собаки
Щенок ротвейлера

«Племенные щенки...» - тоже очень «выдающаяся» формулировка. «Щенки с прекрасными рабочими качествами» - из той же серии. И что это за «рабочие качества»? Значит ли это, что родители щенков склонны к следовой работе, или они прекрасные сторожа, либо они темпераментны и их хорошо использовать в спортивной дрессировке? Передаются ли их положительные качества потомству? Волнует ли будущего владельца, скажем, лабрадора, что у родителей щенка сданы охотничьи испытания, если он берет собаку для души? Будет ли охранять коттедж немецкая овчарка, если она выдрессирована по IPO? Каковы особенности поведения родителей собаки? Обычно, даже в породах универсального назначения все положительные качества в одном флаконе (пардон, у одной особи) не встречаются.

Господа заводчики, предлагайте свой товар тому, кто в нем действительно нуждается, а не всем, кому удастся его впарить. Покупателям же не следует прельщаться восторженными статейками и щедрыми обещаниями, нужно думать своей головой.

Клубы, разводящие, а вернее, размножающие собак, порой, кроме экстерьера и происхождения, больше ни о чем не задумываются. Расхлебывают потом их безалаберность владельцы собак, а также ветеринары да дрессировщики, которым приходится исправлять то, что и исправить порой нельзя. Все отлично, без работы никто не останется!

Да, всем понятно, заводчику надо в первую очередь продать. Ну а покупателю нужно купить то, что ему требуется, а не то, что ему наобещают. Если реклама будет более объективной, от этого никто не пострадает, а только выиграет. Выиграют и рекламодатели, и покупатели, и газета.

Елена Карлова, Галина Аксенова, Алла Дамсон, Наталья Громова, газета «Мой зверь»