Переход от молочного питания к смешанному осуществляется в период, когда обонятельный, слуховой и зрительный анализаторы щенка уже достаточно созревают для восприятия и дифференцирования объектов внешнего мира и образования многочисленных условных рефлексов. В первую очередь у щенка формируются пищевые условные рефлексы, обеспечивающие щенку полноценный акт питания в то время, пока он еще находится в гнезде.

По мере совершенствования движений щенок начинает отдаляться от матери и других щенков, выходить из гнезда, обследовать окружающее пространство. В это время у него активно проявляются врожденные ориентировочные реакции, начинают формироваться условные оборонительные рефлексы.

Молодой ротвейлер с мячиком в зубах, фото фотография собаки

С момента первых выходов щенка из гнезда он вступает в новую фазу своего развития. На него обрушивается масса новых впечатлений, он должен научиться ориентироваться в окружающем мире, постепенно понять, чего нужно бояться, а чего нет. Чем дальше щенок отдаляется от гнезда, тем чаще ему приходится сталкиваться с другими собаками и другими щенками. Он вступает в сообщество и должен освоить существующие в нем законы. Для щенка наступает период первичной социализации, познания основных «законов общежития». Общаясь со своими сверстниками, он осваивает законы иерархии. Это происходит и во время совместных игр, и во время борьбы за пищу, лучшее место для отдыха и т. д. Доминирование у щенков в этот период носит характер качелей: сегодня один, завтра другой, в зависимости от их физического состояния и социального статуса родителей. Родителям и любым другим взрослым собакам щенки подчиняются беспрекословно. Родители постоянно следят за поведением молодняка и часто направляют их деятельность в нужное русло. Иногда взрослые собаки провоцируют нападение всего выводка на «провинившегося» в чем-то щенка. Стычки между щенками, принимающие характер настоящей драки, пресекаются взрослыми собаками.

Автор статьи однажды наблюдал за переходом оживленной московской магистрали семейной группой собак, состоявшей из взрослых суки и кобеля и трех 3-4-месячных щенков. Вся группа стояла на обочине дороги, взрослые собаки внимательно следили за движением транспорта. В тот момент, когда машин, осталось мало, взрослые собаки начали движение, щенки точно копировали поведение взрослых. В середине улицы один из щенков заметался, потерял темп движения, отстал от группы и оказался в опасности. К счастью, все кончилось благополучно, и испуганный щенок догнал свою группу, буквально вынырнув из-под колес автомобиля. Взрослые собаки, уже перешедшие через улицу, внимательно наблюдали за происходящим, щенки не двигаясь сидели рядом с ними. Когда отставший щенок приблизился к группе, обе взрослые собаки бросились на него, сбили с ног и, не нанося ему покусов, долго рычали стоя над ним. Затем все собаки быстро направились в нужном им направлении: впереди шла сука, за ней щенок-неудачник, далее два других щенка, замыкал шествие кобель. Налицо был явно воспитательный акт.

Другое наблюдение. Группа из четырех щенков в возрасте 4-5 месяцев с лаем гоняет по сугробам домашнюю собаку - крупного метиса лайки, гуляющего без хозяина. Поведение щенков носит характер не игровой, а вполне охотничий. Поодаль, с двух сторон от этой стаи, двигаются две взрослые собаки, наблюдая за ней. После того как домашний пес в панике убегает в свой подъезд, взрослые собаки уводят щенков. Эта сценка очень напоминает описанные в литературе способы обучения охотничьим приемам молодых волков.

Эти наблюдения показывают, насколько сложны и скоординированы действия в семейной группе собак, живущей в обстановке, близкой к природной.

Исключительно важную роль в становлении психической деятельности собаки и формировании ее социального поведения выполняет игровая деятельность. Игры молодых животных представляют собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, охватывающих все сферы поведения животного в ходе его взросления. Игры составляют основное содержание поведения животных в определенном периоде онтогенеза, непосредственно предшествующем взрослому состоянию. Игры щенков носят как одиночный, так и групповой характер. К одиночным играм можно отнести манипуляционные игры - игры с предметами, когда животные знакомятся с их свойствами и овладевают двигательными и исследовательскими навыками. К одиночным же играм относятся локомоционные игры - бег и прыжки в одиночку. Движения при этом носят часто нарочитый характер. Основное значение игр такого типа заключается в формировании двигательных навыков и освоении законов движения. Совместные игры служат формированию групповых отношений. К играм такого типа относятся разные формы игровой борьбы, совместные пробежки, игры в «прятки», в «догонялки». Таким образом тренируется будущее охотничье поведение. Интересны «трофейные» игры: когда один из щенков захватывает предмет, а другие стремятся овладеть им. Большое значение имеет игра в становлении иерархических отношений, правда, не всегда субординационные отношения молодняка перерастают в таковые у взрослых особей. У щенков такие взаимоотношения начинают формироваться в возрасте 30-45 дней, при этом сначала наблюдается выраженное «нападение» на собратьев с признаками доминирования и запугивания. Более поздние ритуализированные формы общения возникают на их основе.