Все тесты проводятся в обстановке, знакомой щенку. Желательная реакция - интерес, лишенный страха. Равнодушное отношение также не будет недостатком.

Перед тестированием не допускаются какие-либо игры, длительные, утомительные прогулки. Здесь важно, чтобы щенок был здоров и спокоен. У щенка не должно быть ни внутренних, ни наружных паразитов.

Все данные, полученные при помощи тестов, тщательно протоколируются. Реакции щенков оцениваются по 5-балльной шкале.

Высшую оценку «1» получают щенки, не проявившие никакого страха и стремления убежать. По отношению к человеку не проявляют робости.

Зевающий щенок американского кокер-спаниеля, фото фотография собаки

Оценку «2» получают щенки, проявившие кратковременный испуг. Остальные реакции как при оценке «1».

При оценке «3» щенки явно испуганы, успокаиваются через некоторое время, в дальнейшем избегают предметов и людей, вызвавших страх, по отношению к человеку проявляют некоторую робость.

При оценке «4» страх выражен очень отчетливо, требуется время, чтобы он прошел, щенки избегают предметов и людей, которых испугались. По отношению к человеку ведут себя робко и заискивающе.

При оценке «5» поведение щенка сходно с предыдущим, но страх проходит через длительное время и иногда не полностью.

Обобщая результаты многочисленных тестов, ф. Ганз сделал выводы:
а) щенки, которые выдержали один тест, в другом могут получить плохую оценку;
б) определенная часть щенков успешно выдерживает все тесты и наоборот;
в) реакции большинства щенков в однотипных ситуациях сходны;
г) однопометники в одинаковых условиях реагируют различно.

Эффективность применения тестов достаточно высока. До применения тестов их автор достигал желаемого уровня дрессировки только 1 щенка из 10, отобранных им. При этом он принимал во внимание только характеры родителей щенков. Когда же Ц. Плаффнбергер применил тесты, то результаты резко изменились. Из 10 отобранных в результате тестирования щенков 9 успешно осваивали курс дрессировки.

Предполагается, что тестирование может служить одним из методов селекции. Исходя из принципов этого метода, к племенному использованию должны допускаться только те собаки, которые ранее при тестировании получали оценку не выше «2», а собаки, получившие плохие оценки, но сравнительно успешно выдрессированные опытным дрессировщиком, отбраковываются.

С другой стороны, результаты тестов могут с определенной степенью вероятность указать, сколько усилий нужно приложить при дрессировке той или иной собаки.

Переоценивать возможности тестирования не стоит, но и принижать его достоинства тоже. Ценность метода заключается в более объективной оценке характера щенка по сравнению с другими методами, например, оценкой поведения щенка в нестандартной ситуации или особенностями характера родителей.

Тесты покажут, как часто щенок общался с людьми в фазе запечатления (импринтинга). Кстати, это может оказать определенное влияние на результат теста по отношению к человеку.

Источник: Е. А. Доброцветова, «Служебное собаководство»