Приступать к этому упражнению Серж Рихтер рекомендует только после твердого усвоения собакой подготовительных упражнений, о которых мы рассказывали нашим читателям. Хочется также обратить внимание читателей на то, что готовую к свободному задержанию, в плане мотивации, собаку Серж рекомендует принимать мягко (естественно, в движении), уводя от нее подставляемую ногу.

Восьмимесячный малинуа делает хватку с тыльной стороны колена, фигурант угрожает ему палкой, фото фотографияВосьмимесячный малинуа делает хватку с тыльной стороны колена, фигурант угрожает ему палкой

Обучение, закрепление навыков и разрешение возникающих трудностей

Как и следует из названия, при выполнении этого приема собака должна уметь задерживать пытающегося скрыться бегством фигуранта. Элемент преследования необходимо вводить для того, чтобы усилить мотивацию собаки и, следовательно, увеличить интенсивность ее действий. Для молодых собак такие занятия очень интересны: они способствуют развитию правильной прочной хватки, потому что в этом случае они с азартом преследуют фигуранта и с не меньшим азартом выполняют завершающий бросок и хватку. Собственно задержание - прием относительно простой. Основные подводные камни здесь в возможной неправильной хватке.* Собака должна брать фигуранта с тыльной стороны колена или за бедро.

Принципы нападения на убегающего фигуранта и возможные сложности при отработке этого приема

Приучение к угрозе - поворот корпуса налево, фото фотографияПриучение к угрозе - поворот корпуса налево

Основная сложность возникает из-за того, что фигурант убегает от собаки быстро: в момент столкновения с нападающей собакой он должен устоять на ногах и не упасть на нее. Если равновесие сохранить трудно, то фигурант в момент касания должен сделать плавный рывок вперед, чтобы не упасть на собаку и не травмировать ее. Падение на собаку крайне нежелательно. Кроме всего прочего, у собаки может появиться страх перед фигурантом, и обучить ее будет гораздо сложнее. Страх перед возможным падением приводит к другой ошибке: фигурант вместо того, чтобы при приближении собаки убегать быстрее, замедляет свои движения. В результате сила удара в момент столкновения с летящей на полной скорости собакой возрастает. Полученные в таких случаях травмы - и собаки и фигурантов - бывают непоправимыми.

Другая сложность при отработке задержания связана с работой палкой: собака подбегает к фигуранту со спины, он поворачивается к собаке левым боком, затем правым, одновременно замахиваясь на нее палкой. Таким образом, при повороте корпуса фигурант ударяет собаку палкой с одной стороны, затем палка исчезает, появляясь вновь с другой стороны. При работе с молодыми собаками фигурант должен действовать очень умело.

* Не менее остро порой встает проблема мотивированности собаки. (Прим. ред.)

Поворот корпуса направо с одновременной угрозой палкой, фото фотографияПоворот корпуса направо с одновременной угрозой палкой

Собака должна делать хватку по обеим ногам, с другой стороны тренер последовательно берет палку то в правую, то в левую руку. Эту фазу упражнения можно (и нужно) начинать отрабатывать на привязи (дрессировщик держит собаку на коротком или длинном поводке и подбадривает ее). Сначала я работаю со стеком так, чтобы собака его видела, затем прячу стек, что значительно ускоряет переключение собаки. Дрессировщик поощряет собаку, я со своей стороны делаю то же самое. Как и при отработке лобовой атаки, на занятиях по задержанию убегающего фигуранта также можно использовать автомобильные (или велосипедные) камеры в качестве амортизаторов. Вид убегающего "противника" облегчает собаке усвоение приема. У некоторых собак, правда, возникают трудности с выполнением правильной хватки, потому что ее приходится делать в движении. Использование автомобильных камер позволяет свести к минимуму риск осечки.

Этапы обучения

Собака берет по месту - за левую ногу, которую фигурант подставляет, фото фотографияСобака берет "по месту" - за левую ногу, которую фигурант "подставляет"

1. Собаку направляют на ближайшую к ней ногу. Для того чтобы собака поняла, что от нее требуется, я на бегу несколько закручиваю траекторию движения влево, когда она готовится схватить меня за левую ногу, расположенную ближе к ней. При этом я немного "подволакиваю" ногу до броска собаки, но в момент хватки выдвигаю ногу вперед по ходу движения (то есть от собаки), чтобы смягчить удар. Упражнение повторяется точно так же с правой стороны, с тем чтобы собака привыкала делать хватку с любой стороны одинаково. Поначалу в момент хватки инструктор-фигурант двигается не слишком резко и наносит слабые удары стеком; по мере того, как собака приобретает опыт, он постепенно усиливает свои воздействия. При отработке хватки по месту не забывайте об автомобильных камерах (амортизаторах). Их применение позволит фигуранту совершить дугообразное движение ногой, за которую его должна схватить собака (если это левая нога, то фигурант очерчивает дугу влево). Обратите внимание: собака должна делать хватку только за ту ногу, которую ей подставляет фигурант.