«Апорт!» (от французского apporter - приносить) - команда, означающая: 1) взятие собакой какого-либо предмета в пасть; 2) взятие брошенного предмета в пасть и поднесение его дрессировщику.

Апортировочный предмет - любой предмет, используемый более или менее регулярно для отработки у собаки навыка ношения и подачи предметов. А.П. может быть изготовлен из любого материала, но не должен травмировать языка, десен и щек собаки. Величина апортировочного предмета, его вес и диаметр определяются величиной собаки. А.П. должен быть удобен для взятия его собакой с земли и несения его в пасти.

Лучшим считается апортировочный предмет гантелеобразного вида, выточенный из дерева. В качества А.П. употребляют мячи, игрушки, матерчатые жгуты, вещи домашнего обихода.

Щенок французского бульдога сидит около ног женщины, фото фотография собаки

Аппортировка - 1) процесс, цикл занятий, занятие по приучению собаки к подноске предметов; 2) навык общего курса дрессировки (ОКД), заключающий в подноске брошенного дрессировщиком предмета. Перед броском предмета собаки находится у левой ноги дрессировщика в положении сидя. Дрессировщик предъявляет предмет собаке, подает фиксирующую команду «Сидеть!» и вбрасывает предмет на расстояние не менее 10 м. После выдержки (до 15 секунд) голосовой командой «Аппорт!» и жестом правой руки посылают собаку. Собака по команде должна побежать в сторону брошенного предмета, взять его в пасть, вернуться к дрессировщику и занять исходное положение. После небольшой выдержки по команде «Дай!» дрессировщик забирает предмет.

Навык по апортировке может отрабатываться на основе игровой, пищевой, агрессивной потребностей или потребности в самосохранении. Существует множество способов, реализующих эти потребности в рамках навыка по апортировке.

Анализатор - аппарат центральной нервной системы, осуществляющей функции приема анализа и синтеза раздражителей внешней и внутренней среды организма. В зависимости от вида чувствительности различают зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, тактильный, болевой, двигательный и др. А. Любой анализатор состоит из рецепторов, проводящих путей и проекционных зон мозга. К основным свойствам анализатора относят чувствительность, специфичность, адаптацию, контрастность и воспроизведение последовательных образов. Являясь частью рефлекторного аппарата, А. способны избирательно воспринимать раздражители окружающего мира. Доминирующая мотивация может изменять чувствительность и избирательность анализатора, способствуя эффективному восприятию раздражителей, имеющих отношение к удовлетворению данной мотивации. В связи с этим собака часто воспринимает совсем не то, что по нашему мнению она должна воспринимать.

Агрессивное поведение - специфическое поведение, слагающееся из демонстративного и физического действий, направленное на представителей своего (внутривидовая агрессия), реже другого (межвидовая агрессия) вида животных. Биологическое значение А.п. заключается в обеспечении жизнедеятельности животных: в разграничении и расширении территорий, в установлении иерархических взаимоотношений, в половой отборе и защите потомства. В связи с этим различают А. пищевого поведения, А. полового п., А. оборонительного п., А. территориального п., межгрупповую А., А. иерархического п. и А. родительского П. Кроме того, выделяют условной формы А.п. Ведущую роль в выраженности агрессивного поведения играет наследственность, отбор на А.п. резко увеличивает вероятность повышенной агрессивности у потомков. Однако форма выражения А. определяется также условиями воспитания и содержания. В связи с этим далеко не каждая собака, которую в 1,5-2 года приводят на спец.службу может стать такой агрессивной, какой хотелось бы видеть ее владельцу.

Анохин Петр Кузьмич (1898-1974), советский физиолог, автор теории функциональных систем, согласно которой формирование опережающего отражения действительности частным случаем которого является условный рефлекс, происходит при подкрепляющем влиянии сопоставления результата действия с образом конечного результата действия (акцептором действия). По теории функциональных систем поведение животного направляется не столько господствующей в данный момент потребностью животного, т.е. поведение животного целесообразно изначально, и подкреплением данному поведению, делающим его воспроизведение более вероятным в будущем, является удовлетворение данной потребности или достижение поставленной цели. Таким образом, и занятия по дрессировке могут быть успешными, если станут целесообразны для собаки, а не только для дрессировщика.

Аппетит (от французского appetit - аппетит) - желание есть, отражающее степень пищевой потребности. Разделяют А. общий, как совокупную потребность в питательных веществах; А. избирательный, отражающий потребность в конкретных пищевых элементах (аминокислотах, белках, каких-либо витаминах, минеральных веществах); аппетит извращенный, характеризующийся поеданием животным несвойственных для его вида пищевых объектов или непищевых предметов, наблюдается при неправильном кормлении и различных заболеваниях; аппетит завидный, свойственный щенкам и чужим собакам. Для дрессировщика А. важен как показатель пищевой мотивации или потребности, поскольку чем выше А., тем больше заинтересованность собаки в работе при пищевом подкреплении.

Барьер - вертикально расположенное препятствие. В рамках курса общей дрессировки различают «глухой забор» - сплошное препятствие высотой 1 м 50 см и легкоатлетический барьер - с высотой планки 76,2 см, который преодолевается безопорным прыжком.