«Гуляй!» - команда общего курса дрессировки, обозначающая представление собаке свободного состояния. Команда подается голосом и жестом. Жест - правая рука ладонью вниз поднимается на уровень плеча в сторону желаемого движения. По команде «Гуляй!» собака должна отбежать от дрессировщика, но не уходить слишком далеко. Способ выгуливания произвольный. В начале отработки навыка дрессировщик стимулирует движение собаки собственным движением или выбрасыванием предмета в сторону движения. Со временем вспомогательные движения надо делать все менее выраженными, сводя их на нет.

Золотистый ретривер, фото фотография собаки

Лидер (животное альфа) - наиболее физически сильное, агрессивное животное, добившееся и поддерживающее положение в стае посредством драк (конфликтов). Лидер, как правило, молодое животное, занимает вершину иерархической лестницы и пользуется всеми льготами доминанта. Так же как и вожак, Л. обладает правом регламентации и формирования поведения. В смешанной (человек + собака) семье-стае собаки крупных пород часто претендуют на роль лидера, а иногда становятся ими. Попытки управлять поведением или формировать поведение таких собак как правило, приводят к выраженной агрессии по отношению к дрессировщику. Отношение лидерства формируются во время выращивания и воспитания собаки не столько способом конфликтов, сколько использованием хорошо выраженных мотиваций, но если собака идет на конфликт, дрессировщик не должен уходить от него.

Любопытство - совокупность поведенческих актов, позволяющих животному получить наибольшую информацию о незнакомом объекте или окружении. Как составная часть исследовательского поведения Л. основывается на потребности животного в информации. Ы стае диких животных иногда выделяются даже животные-разведчики с выраженным любопытством. Степень проявления любопытства зависит от наличия доминирующих мотиваций, физиологического состояния животного, характеристик объекта любопытства и силы нервной системы. Склонность к пассивно-оборонительному поведению снижает выраженность или отменяет Л. В дрессировке способность к Л. имеет значение при использование методов, требующих от животных самостоятельности. Любопытство способствует выделению стимула из информационного шума, быстроте его дифференциации и более легкому усвоению смысла задачи.

Метод дрессировки - совокупность специфических, теоретических и практических положений, определяющих действие дрессировщика в процессе формирования поведения животного. отличие от методики, способа и приема дрессировки м. д. определяет общий подход к процессу модификации поведения и имеет в своей основе соответствующую форму научения. Например, оперантный М.д. основывается на оперантном научении и образовании инструментальных условных рефлексов; условно-рефлекторный М.д. имеет базой классическую условно рефлекторную форму научения. Кроме описанных, в формировании поведения животных могут быть использованы и другие методы дрессировки: импринтинг, привыкание, доминанта, подражание, а также формы научения, относящиеся к когнитивным процессам. Конкретный метод дрессировки предполагает воспроизведение закономерностей и условий соответствующей формы научения.

Методика дрессировки - совокупность методов, способов и приемов целесообразного поведения дрессировочного процесса или отработки отдельного навыка. количественный и качественный состав элементов методики дрессировки, а также их последовательность определяется задачей дрессировки, особенностями конкретного навыка и зависят от возраста, пола, породы, особенностей нервной системы собаки. При отработке М.д. может включать в себя различные методы или регламентировать применение способов и приемов в рамках одного метода дрессировки. В последнем случае характер методики определяется особенностями метода. М.д. например, предполагает выбор мотивации, методы ее формирования, способы воздействия, продолжительность и периодичность занятий, внешние условия во время дрессировки и т.д.

Мотивация - побуждение, основанное на какой-либо потребности, определяющее специфическую активность организма и ее направленность. Например, пищевая мотивация основывается на потребности в пище и проявляется в ощущении голода. Мотивационное возбуждение активизирует соответствующие анализаторные системы для облегчения восприятия раздражителей, сигнализирующих о наличии пищи; под влиянием мотивации, из памяти извлекаются двигательные программы, приводящие ране к успешному удовлетворению пищевой потребности: мотивационное возбуждение обеспечивает целевую работоспособность организма в течение необходимого периода времени и тормозит все другие виды деятельности. Только при наличии возможности удовлетворений какой-либо М. в дрессировочном процессе, научение приобретает смысловое значение для собаки, делая его биологически важным. Как правило мотивация классифицируется по видам потребностей: пищевая, питьевая, социальная, оборонительная М. и т.д. Необходимая для данной задачи дрессировки М., чаще создается усилением соответствующей потребности, например, при помощи депривации или воздействия соответствующих факторов. мотивационное возбуждение, реализующееся в поведении, называется доминирующей мотивации. Для осуществления дрессировочного процесса у животного (1) создается нужная М., (2) предлагается алгоритм ее удовлетворения (3) создаются условия альтернативного выполнения именно этого поведения и (4) вводится стимульный контроль (команда).