Прием отзыва отрабатывается следующим образом: собака совершает хватку, выжидают секунд пятнадцать, после чего проводник подает команду «стой!». Одновременно он начинает подергивать поводок, пристегнутый к удавке. Насколько сильно нужно дергать этот поводок, зависит от чувствительности собаки.

Можно также вести себя более решительно и сдавить пальцами горло собаки. Но для этого необходим определенный навык.

Наиболее распространенная ошибка в отработке прекращения хватки заключается в том, что собаку начинают тянуть назад и таким образом заставляют двигаться не разжимая челюстей. Дело в том, что если собаку взять за ошейник, вынуждая ее разжать челюсти, а не пытаться это сделать подергиванием с провисшего поводка, то она будет стремиться еще сильнее схватить костюм. Мы ведь использовали ошейник с натянутым поводком именно для того, чтобы научить собаку делать хватку. А это - действие, совершенно противоположное тому, чтобы собака отпустила костюм.

Но вернемся непосредственно к работе. Как только собака выпускает из зубов костюм инструктора, он осторожно начинает пятиться назад, одновременно продолжая поддерживать бдительность собаки своими: действиями. Затем, спровоцировав ее на преследование, другими словами, достаточно возбудив ее, он, развернувшись от собаки, убегает.

Немецкая овчарка укусила нарушителя фигуранта за плечо, фото фотография

Бдительность совершенно необходима в таких дисциплинах, как защита хозяина, охрана фермы, розыскная служба и охрана объекта. Отработку хватки и бдительности проводят поочередно. Если бдительности не уделять внимания, то собака будет слишком сосредоточена на командах проводника и это повредит ее работе по задержанию. Позже будет очень трудно исправить недостаточную бдительность собаки.

Следующее упражнение направлено на закрепление хватки и дальнейшее развитие бдительности.

Инструктор, после того как собака по команде проводника прекратит хватку и отпустит его, медленно удаляется, но не убегает. В определенный момент он снова дает возможность собаке совершить хватку, подставляя ей сначала правую ногу, а затем левую. Такой прием подготовит собаку к обучению охране фермы и розыскной работе. После того, как собака выполнит несколько перехватов, инструктор отбегает от собаки на такое расстояние, чтобы она не смогла него дотянуться, но своими действиями он побуждает ее сохранять бдительность.

4. Работа на дистанции: нападение и прекращение задержания.

Чтобы приступить к работе на дистанции, необходим поводок длиной 3-5 метров. Сначала проводник держит собаку около себя на коротком поводке как и в предыдущих упражнениях. Инструктор побуждает собаку сделать хватку, а затем отступает, увлекая ее за собой. В завершающей стадии приема собака оказывается на расстоянии 3-5 метров от проводника. Первое время щенок работает натянутом поводке, чтобы собака во время хватки чувствовала себя увереннее.

Затем проводник побуждает собаку совершить лобовое нападение, причем ее поводок должен оставаться в свободном, ненатянутом состоянии.

Отработку первых нападений на дистанции сопровождают отработкой хватки, также на некотором расстоянии от проводника. Теперь для отзыва собаки используют только один ошейник - удавку. По команде «Стой!» собаку вынуждают прекратить нападение, используя, как и при работе на привязи, рывки поводком. Но, прежде чем приступить к обучению работе на дистанции, собака уже должна хорошо выполнять команду «Стой!» и уметь прекращать свои действия по команде проводника.

В этот период необходимо проявлять настойчивость и терпение.

Не забывайте, что, одновременно с занятиями по отработке хватки, проводник должен: обучить собаку приемам послушания, движению в положении «рядом» на поводке и в наморднике, подходу по команде, возврату на место и выдержке, командам «Стоять», «Сидеть», «Лежать», апортировке предмета по команде и прочее.

Обучение приемам послушания воздействует двояко; собака легче управляется при отзыве, но возрастает влияние проводника на ее действия.

Хороший инструктор планирует свои действия и строит занятия таким образом, чтобы собака смогла хорошо усвоить приемы, которым ее обучают, и постепенно смогла подойти к более сложной работе.

Перевод с французского Ольги Мищихи, журнал «Друг», 1999-5 (собаки)