На каждом занятии преподаватель четко и наглядно показывает все действия (приемы), которые должен совершать дрессировщик при выработке навыка у собаки, и добивается от каждого дрессировщика их правильного выполнения при соблюдении режима упражнений и индивидуального подхода к дрессируемой собаке.

Практические занятия по дрессировке собак, прежде всего, нацелены на обучение дрессировщиков умелой работе (технике дрессировки) с животными и одновременно на выработку у собак определенной системы общедисциплинарных и специальных навыков. Это достигается, главным образом, активной, настойчивой самостоятельной работой каждого обучаемого со своей собакой по индивидуальному заданию и под контролем преподавателя (инструктора) на проводимых занятиях по расписанию в клуб служебного собаководства. Между плановыми занятиями в клубе в течение всей недели дрессировщики-любители совершенствуют свое мастерство по технике выработки навыков ежедневно: самостоятельно дрессируют своих собак по индивидуальным заданиям, которые дает преподаватель на каждом занятии.

В качественной подготовке как самих дрессировщиков, так и дрессируемых ими собак немаловажную роль играет умелое решение организационных вопросов, в частности, подбор опытных руководителей занятий, наличие учебно-методических материалов (поурочный план дрессировки, планы-конспекты для проведения занятий, расписание занятий и др.), материальной базы и т. п. Комплектовать учебные группы целесообразно по 8-12 человек. По возможности желательно в каждую группу подбирать обучаемых примерно одинакового уровня подготовки.

В процессе знакомства с обучаемыми преподаватель (инструктор) клуба служебного собаководства должен выявить степень подготовленности к работе с животным каждого и уровень надрессированности принадлежащей ему собаки. На этом основании руководитель определяет каждому индивидуальное задание для подготовки к первому занятию, составляет план-конспект.

Примерный вариант плана-конспекта первого занятия с группой обучаемых, никогда не занимавшихся дрессировкой, и принадлежащими им собаками, впервые попавшими на площадку, может выглядеть следующим образом. Подразумевается, что в процессе выращивания и ухода за собакой она приучена к кличке, ошейнику, поводку и у нее выработан определенный контакт с владельцем-дрессировщиком.

Коричневый бладхаунд, фото фотография собаки

План-конспект для проведения занятий по дрессировке собак с группой членов клуба служебного собаководства

Тема 1. Выработка у собак навыка ходить рядом с дрессировщиком.
Цели. 1. Ознакомить обучаемых со специальным инвентарем, применяемым при дрессировке собак.
2. Показать, а затем тренировать обучаемых правильно осуществлять методические приемы (технику) выработки навыка у животных.
3. Вырабатывать у собак навык передвигаться рядом с дрессировщиком по команде «рядом».
Время. 3 часа.
Место занятий. Дрессировочная площадка клуба служебного собаководства.
Материальное обеспечение. Подготовить полный комплект специального инвентаря, применяемого при дрессировке собак, и показную собаку. Каждому дрессировщику иметь поводки, цепь, сумку с лакомством.
Метод. Практический показ и упражнение обучаемых с собаками.
Литература. Служебное собаководство. М.: ДОСААФ, 1991. С. 252-254.

Ход занятий.
1. Объявить темы и цели занятия, раскрыть последовательность работы (5 минут),
2. Показать поочередно все предметы, составляющие специальный инвентарь, применяемый при общей и специальной дрессировке собак, рассказать о его назначении. Показать, как правильно пользоваться инвентарем, давать лакомство собаке. Провести тренировку обучаемых людей по этим вопросам и подаче команд с различной интонацией (35 минут).
3. Опрашивая обучаемых, напомнить технику выработки навыка у собаки на команду «Рядом» (15 минут).
4. Перерыв 10 минут.
5. Опытный дрессировщик с обученной собакой по элементам демонстрирует технику выработки навыка у собаки на команду «Рядом». Демонстрацию сопровождать краткими пояснениями, ответить на вопросы обучаемых. Затем перейти к показу последовательного усложнения навыка: выработка навыка на жест, движение в различном темпе, остановки, повороты на месте и в движении, движение без поводка (20 минут).
6. Тренировка обучаемых подавать команду «рядом» и производить рывок поводком согласованно с поощрением словом «хорошо», лакомством и поглаживанием. Вначале эти упражнения выполняются без собак, которых следует привязывать за забор или другие предметы, прикрепляя поводок на высоте 60-70 см. Инструктор лично проверяет действия каждого дрессировщика и добивается правильного выполнения упражнения (25 минут).
7. Перерыв, выгуливание собак 10 минут.