3. Соблюдение режима упражнений и достаточного интервала (времени) между упражнениями для эффективного формирования рефлекса и предупреждения развития охранительного торможения (передрессировки). В начале выработки навыка количество упражнений должно быть минимальным - для общедисциплинарных навыков в среднем от 10 до 20 упражнений в день, а интервалы между ними от 2 до 5 и более минут с учетом особенностей собаки и вырабатываемого навыка.

По мере упрочения вырабатываемого навыка продолжительность интервалов между упражнениями необходимо менять: сокращать, удлинять (в разных вариантах) и т. п. Количество упражнений по выработке одного и того же навыка сначала следует постепенно увеличивать, а затем сокращать до минимума. Здесь нужно учитывать характер вырабатываемого навыка (при выработке сложных навыков количество упражнений уменьшают, при выработке простых - увеличивают), характер подкрепления условных раздражителей (при пищевом подкреплении количество упражнений можно увеличить, при механическом - уменьшить), индивидуальные особенности поведения собаки и скорость формирования вырабатываемого навыка, степень утомляемости (на активных, сильных собак нагрузка увеличивается, на слабых - уменьшается) и т. п.

title="Методические советы по дрессировке собак" src="/attach/36000/36659.jpg" alt="Щенок кане-корсо внимательно что-то разглядывает, фото фотография собаки" />

Чувство меры, умение определять и поддерживать оптимальный режим упражнений с учетом индивидуальных особенностей, степени активности собаки в работе позволяет дрессировщику проявлять разумную инициативу и творчество в обучении животного.

При дрессировке собак необходимо пользоваться одновременно целым комплексом факторов, сочетая их между собой по мере необходимости и возможности (подражание, игру, естественные повадки, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку), с учетом индивидуальных особенностей поведения животного и задач дрессировки. Важным условием является широкое использование движений и привычек животного, свойственных ему по природе, а также возникших в процессе жизни.

Как известно, врожденные способности животного подражать действиям другого животного в сильной степени проявляются у стадных животных. Поведение вожака перенимается всеми особями стада. Детеныши с самого раннего возраста учатся сложным защитным, пищевым, исследовательским и другим реакциям у взрослых животных. У собак очень развиты подражательные рефлексы. Стоит, проходя по улице, затронуть только одну дворовую собаку, как на ее лай из соседних подворотен выскакивает множество других, Выработка условных рефлексов у собак на глазах у других собак приводит к образованию соответствующих связей в коре мозга последних («зрителей»).

Простейшая форма подражания, проявляющаяся в виде следования одних особей за другими или в воспроизведении двигательного акта пищевого характера, в большей степени определяется наследственными моментами. На этой безусловной базе очень быстро по типу натуральных рефлексов образуются условные рефлексы в виде голосовых реакций (лая), пищевого рефлекса на акт еды другого животного и т. п. Более сложной условно-рефлекторной формой подражания является имитирование по типу «актер и зритель». В известной мере степень выраженности рефлексов подражания зависит от возраста животного: у щенков подражательные рефлексы выражены в более сильной степени, чем у взрослых собак. Дрессировщики используют подражание при обучении собак преодолевать препятствия, хватать за одежду помощника дрессировщика, агрессивно нападать на постороннего человека, подавать голос и т.п. Особенно широко используется подражание при воспитательной дрессировке щенков. Не следует упускать те моменты, когда собака сама совершает нужные дрессировщику действия. Здесь нужно вовремя подать команду и подкрепить ее безусловным воздействием. Навык может быть выработан лишь при внутренней готовности (настройки) животного, определенной потребности. Если соответствующая двигательная настройка самостоятельно проявляется собакой, то се необходимо использовать для формирования нужного условного рефлекса, так как это положительно влияет на более ускоренную выработку у собаки нужного навыка.

Любые действия дрессировщика в ходе работы с собакой сразу влекут за собой ответную реакцию животного, то есть у нее формируется условный рефлекс. Поэтому четкие и правильные действия дрессировщика способствуют более успешному формированию навыка. Ошибочные действия дрессировщика ведут к формированию ненужных рефлексов и затрудняют выработку нужных навыков. Бывает так, что дрессировщик допустил лишь один неверный шаг и у собаки возникает нежелательный рефлекс - собака, например, стала бояться сильных раздражителей, а иногда и самого дрессировщика. Какое-то воздействие на организм собаки может привести у разных животных к неодинаковому результату, порой противоположному ожидаемому. Здесь дрессировщику следует творчески искать в каждом конкретном случае свои, индивидуальные приемы воздействия на собаку.

Страх подавляет любознательность. Установлено наличие положительной корреляции между исследовательской активностью и дружелюбным отношением к человеку у собак, и лучшими исследователями оказались смелые (низкий индекс страха) и одновременно неагрессивные, дружелюбные животные.

4. При выработке каждого навыка в отдельности и обще дисциплинарных и специальных навыков в целом следует всегда соблюдать принцип от простого к сложному. На каждом занятии рекомендуется вырабатывать один основной навык в необходимом сочетании с некоторыми ранее выработанными, постепенно усложняя и совершенствуя их. При этом нужно выбирать такую последовательность, чтобы один навык не влиял отрицательно на закрепление другого.