3. Работа на длинном поводке (20-30 метров) с автомобильными камерами. Отработку хватки продолжают так же, как описано выше. Главное, чтобы мощность броска собаки и крепость хватки были такими же, как и на коротком поводке. Число «удачных» и «неудачных» хваток (с поворотом и с двух сторон) на этом этапе примерно одинаково. Но упражнение все же усложняется. Фигурант все время, чуть отступает от собаки и, пользуясь ее возбужденным состоянием, готовит к противостоянию угрозе и преодолению помех, с чем ей придется встретиться на последующих занятиях. При этом он старается амортизировать толчок в момент встречного удара при совершении хватки.

Во время занятий на этих этапах необходимо помнить следующее: работа с камерами очень утомительна (в физическом и психологическом планах) для собаки, и занятия должны быть непродолжительными. Лучше провести несколько небольших занятий, чем долго работать с собакой, рискуя переутомить ее занятие необходимо заканчивать каждый раз в тот момент, когда собака сильнее всего возбуждена и горит желанием работать, и ни доводить до того, что она проявит признаки усталости

II. Непосредственная отработка лобовой атаки

Приучение собаки к угрозе и помехе, фото фотография
Приучение собаки к угрозе и помехе

После того как собака научится делать стремительный бросок и производить крепкую хватку, приступают к отработке лобовой атаки с расстояния 30-40 метров.

1. Работа с разных сторон (челнок). Фигурант начинает с того, что медленно смещается примерно на 2-3 метра то в одну, то в другую сторону. Затем он ускоряет свое движение, провоцируя собаку к более активному броску с последующей хваткой. Но на этой стадии обучения фигурант не должен позволять вниманию собаки рассеиваться так как это, естественно, ее расхолаживает, а значит, замедляет ее действия. Важно также, чтобы фигурант все время старался амортизировать броски собаки (иначе «привет горячий» позвоночнику собаки и коленям фигуранта!).

Когда собака бросается за фигурантом в сторону, я снова начинаю работу в статике с двойными поворотами.

2. Работа фигуранта в статике (двойные повороты, топтание на месте. При двойном повороте делается шаг в сторону, чтобы привлечь внимание собаки к шагнувшей ноге, а затем делается шаг другой ногой с тем, чтобы собака переключилась на нее. (Разумеется, делать двойные повороты необходимо в обе стороны). Для того чтобы собака лучше усвоила работу во время двойных поворотов, фигурант не должен делать шаг в последний момент, иначе собака будет все время подходить сбоку. Фигурант начинает перемещаться (топтаться) в тот момент, когда между ним и собакой остается не более 3-4 метров. В течение нескольких занятий скорость работы собаки может несколько замедлиться, так как ей требуется время, чтобы усвоить, :какое действие от нее требуется. Если у собаки возникают сложности с быстротой броска, то необходимо провести еще одно-два занятия с камерами. Задача работы с двойными поворотами заключается в том, чтобы добиться от собаки умения делать хватку не за любую ногу, а за ту, которая расположена ближе к ней, а значит, делать хватку как можно быстрее. Постепенно фигурант делает все более широкие шаги в сторону. Усвоив это упражнение, собака становится более «техничной» траектория ее движения напоминает букву «S» (быстрый зигзаг), что свидетельствует о ее реакции на перемещение фигуранта и умении сделать точную хватку. На этой стадии хорошо, если фигурант время от времени будет уворачиваться от собаки: она должна учиться. Прикладывать больше усилий, чтобы схватить фигуранта. Но «удачные» увертки фигуранта не должны быть слишком частыми, иначе собака может потерять интерес к занятиям.

Собака делает хватку. Приучение к угрозе, фото фотография
Собака делает хватку. Приучение к угрозе

3. Выработка навыка борьбы и преодоление помех. Привыкание к угрозе и преодоление помех начинают отрабатывать на этапе обучения с камерами. Я рекомендую работать на натянутом поводке. Фигурант вооружается двумя палками (не слишком толстыми, а, главное - «шумными»), чтобы усилить помеху и оказывать на собаку равномерное действие с двух сторон (если у фигуранта, будет в руках одна палка, то собака, скорее, постарается обойти создаваемую помеху, а не, преодолеть ее). Далее фигурант двигается на собаку, поворачивается, изображая угрозу и помеху. Дрессировщик одновременно двигается навстречу ему с собакой на натянутом поводке. Когда между фигурантом и собакой остается не более трех метров, дрессировщик отпускает ее. Таким образом, дрессировщик помогает сделать собаке бросок, что дает ей преимущество во время преодоления помехи, фигурант создает помеху в самый, последний момент, но старается делать это без грубости, чтобы не остановить собаку.

Чтобы собака охотнее шла в атаку, фигурант во время броска должен немного отступать, тем самым «вдохновляя» ее. Если собака испытывает трудности в преодолении помехи, нужно найти возможность позаниматься с ней, учитывая ее индивидуальные особенности. Например, существует техника, при которой собаке дают возможность сделать хватку выше - за корпус фигуранта, то есть над палками, изображающими помеху. Лобовую атаку нельзя начинать отрабатывать до тех пор, пока собака хорошо не усвоит защиту хозяина, охрану на месте. Собака также должна хорошо уметь производить хватку за ноги, иначе она потратит много лишнего времени на ненужные прыжки.

Серж Рихтер, перевод с французского Ольги Мищихи, журнал «Друг» (собаки)